?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня отмечается День всех святых, в Земле Российской просиявших - для меня это название привычнее, хотя оно сейчас видоизменено. Но пусть хотя бы в моём блоге оно останется прежним, как и задумывали два святых - Митрополит Макарий и Епископ Афанасий Ковровский. В XVI столетии в Москве никто не сомневался, что Михаил Черниговский был именно российским чудотворцем... Как и князь Владимир Креститель, изображение которого неоднократно встречается в убранстве Архангельского собора.
Архангельский собор в Кремле многие столетия служил великокняжеской и Царской усыпальницей, его история начинается ещё в XIII веке, когда Москвой правил Великий Князь Михаил Хоробрит. Свои современные очертания храм приобрёл благодаря московским деятелям итальянского Ренессанса (Алоизио Ламберти да Монтаньяно "со товарищи").
Но внутренний облик формировали не итальянцы, а греки и русские, с некоторым участием сербов - книжники, вдохновлявшиеся Священным Писанием и историей Ромейской империи. Основные указания при этом исходили от правителей государства. В этом смысле, Архангельский собор - символ непрерывности русской истории, непрерывности истории Церкви Христовой и Православного Царства - двуединства, симфонии "Божия домостроительства". При помощи многочисленных фресок, икон и монументальных иллюстраций к Библии и хронографам, а также и к русским летописям, Московские Рюриковичи давали всякому приходящему наглядную картину истинности Православия, а также единства новгородского, киевского, владимирского и московского периодов русской ("Росийской", как говорили при Иоанне IV) истории.
В 1880 году в Москве вышла книга протоиерея Алексия Лебедева "Московский кафедральный Архангельский собор", из которой мы почерпнём сведения о тех "Российских Чудотворцах", лики которых можно было видеть на иконах и фресках усыпальницы древних Царей в конце XIX столетия.
Рядом с образом Богородицы Печерским богомолец видел "во весь рост Русских князей": Владимира, Бориса и Глеба и княгиню Ольгу. В круглых рамах были написаны лики Московских Святителей Петра и Алексия, преподобного Сергия Радонежского, блаженного Николы Киево-Печерского, Князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. На карнизе иконостаса находилась икона северного Святого - Кирилла Белозерского, много способствовавшего воссоединению новгородских земель с остальной Русью. Драгоценной ризой была украшена икона преподобного Пафнутия Боровского, для людей XVI века - почти современника. Наряду с Пафнутием, поклонялись богомольцы Воронежским святым - Митрофану, помощнику Петра Великого (его икона с 1840 г. почиталась как чудотворная) и Тихону Задонскому.
Пять поясных икон святых Ростова Великого и Москвы - Исайи, Иакова, Игнатия и Феодора Ростовских и Никона Радонежского - напоминали о росте и процветании Православия на границе славянства и финского мира, о славных Ростовских школах и их учителях, поддерживавших византийскую и балканскую традицию Магнавры и Преслава под серыми дощатыми кровлями Григорьевского затвора. Иона Новгородский соседствовал в одном храме с Димитрием Ростовским, Зосима и Савватий Соловецкие - с Варлаамом Хутынским и Александром Свирским, Прокопием и Иоанном Устюжскими, князем Всеволодом, Гурием и Варсонофием Казанскими, Феодором, Давидом и Константином Ярославскими.Трогательным было присутствие святых Петра и Февронии Муромских - "ластовиц", залетевших под кровлю вековечного дома Московских Царей из весёлой, изобильной Руси "Слова о полку Игореве".
Святые Новые Российские Чудотворцы, молите Бога о нас!

Profile

РЛ
barjaktarevic
barjaktarevic

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow