barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Category:

Смена конвенций как алгоритм социальных трансформаций. Когнитивные и коммуникативные меньшинства

"Под конвенцией понимаются слабые ситуативно-предметные социальные связи, возникающие между носителями различных культурных кодов. Конвенции крайне редко принимают вид правовых норм, далеко не всегда они являются и предметом открытого публичного дискурса. Между тем, конвенции реальны в силу того, что признаются участниками, влияют на организацию практик, способны формировать паттерны и нормы. Функционально они предлагают индивидам особый тип договора, ослабляющего напряжение конфликта" (Олег Лейбович, Александр Чащухин).http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=2627548
Но если для воспитанных в рамках классической науки Лейбовича и Чащухина социальные конвенции представляются чем-то хрупким и живо меняющимся, то в глазах современного активиста социальной революции А. Марченкова эти же конвенции выглядят как нечто твёрдое и неподатливое: "Речь идет о неформальных социальных конвенциях… Это очень инертная, неподатливая материя. Иногда требуются годы, чтобы сделать что-либо общепринятой ценностью, нормой, правилом"
.http://dvizh.org/2009/06/17/1571
Оно и понятно - Лейбович и Чащухин рассматривают проблему с академической отстранённостью, а у тов. Марченкова "болит Гондурас", он испытывает жгучую досаду из-за того, что "скальная почва" Традиции в России не так разрыхлена, как на Западе. Но любопытно то, что и Лейбович с Чащухиным, и Марченков по-своему правы. Социальные конвенции одновременно и хрупки, и прочны.
И всё же они, к сожалению, меняются. К сожалению - потому, что не в лучшую сторону. Механизм изменений блестяще описан политологом Овертоном.
"1-й шаг. От немыслимого до радикального
Неким человеком, группой лиц или организацией предлагается для обсуждения, скажем, в академических кругах, совершенно табуированная тема. Например, педофилия.
2-й шаг. От радикального до приемлемого
Параллельно с обсуждением возникает или дает о себе знать партия педофилов, как это было в Голландии. И вот уже СМИ тиражируют эту новость в своих изданиях. Табу снято. При этом педофилов начинают сравнивать с другими радикалами, например, неонацистами. Возникает градация серого. Педофилы страшны, но уже стали реальностью. Они уже часть общества. Главное на этом этапе – эвфемизм. Нужно ввести в оборот новый политкорректный термин. Не содомиты, а «геи», не людоеды, а «антропофаги», не педофилы, а «детолюбы».
3-й шаг. От приемлемого до разумного
Поднимается тема любви. «Вы ведь любите своих детей, почему другие не могут любить ваших детей? А если эта любовь взаимная? Люди должны иметь право на счастье. Разумно ли им бороться за свои права? Конечно, да!» В это время американские ученые признают педофилию нормой.
4-й шаг. От разумного до популярного
Интервью, откровения, ток-шоу на тему педофилии. «А знаете ли вы, что такой-то писатель / музыкант / известный общественный деятель был педофилом? Нужно принимать человека таким, каков он есть. Вам же нравятся их произведения?»
5-й шаг. От популярного до политики / нормы
«Слушайте, так много известных людей оказались “детолюбами”. В Норвегии – это вообще часть культуры. Зачем лишать людей права быть счастливыми? Давайте легализуем эти отношения, закрепив их законодательно!»
Жутко? Но вспомните: ведь именно так западный мир шел к легализации однополых браков. От недопустимого до законодательной нормы".
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/67684.htm
Когда в результате смены конвенции (неприятие педофилии сменяется терпимостью к "детолюбам") возникают новые "правила игры", остаются и те (т.е. мы с вами), которые не принимают новый "порядок вещей". Даже если нас большинство, государство может навязать (например, под международным давлением) законодательную легализацию педофилии, а затем начнёт преследовать за "оскорбление детолюбов". Тогда сторонники нормальных отношений к детям превратятся в "когнитивное меньшинство".
П. Бергер определил когнитивное меньшинство как "группу людей, чей взгляд на мир значительным образом отличается от общепринятого" (Приглашение в социологию, 1963, с.18). Когнитивное меньшинство является одновременно и коммуникативным, поскольку его язык , говоря терминами "1984", "старояз", непонятный для носителей новояза (крепких речекряков). В обществе либерального тоталитаризма принадлежать к когнитивному меньшинству так же тяжело, как быть рабом в Риме времён восстания Спартака. Оруэлл кое-что предвидел в этом смысле: война - это мир, свобода - это рабство, незнание - сила, а однополое сожительство - несомненно, брак!
Кто так не думает - велкам в комнату 101!
Поэтому сторонники Традиции должны всеми силами сопротивляться процессу смены социальных конвенций. Нельзя допустить, чтобы мы стали когнитивным меньшинством. Если нынешний политический режим гарантирует их неизменность - следует поддерживать его per fas ac nefas/ Война идёт на уровне семьи и межличностных отношений. Сохраним традиционную семью - сохраним Россию!
Tags: Социология
Subscribe

  • Аξιος!

    Дамаск, 5 июня. Военнослужащие ВКС РФ совершили православный молебен на военном аэродроме в сирийской провинции Ракка. Службу провел помощник…

  • Карел Крамарж: "Россия должна жить и дышать!" (1 марта 1921 года)

    Листаю гласило Сербской Народной Радикальной партии, "Заставу". Интервью Крамаржа, премьера Чехо-Словакии. "Россия должна иметь выход в Чёрное море…

  • Егор Холмогоров: Варварство осознало себя

    Варварство осознало себя, философски сформулировало, получило кафедры в университетах и будет теперь менторским тоном варваризировать цивилизацию.…

Comments for this post were disabled by the author