barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Category:

Отличие традиционализма от других идеологий

1. Отличие традиционализма от всех идеологий Модерна.
Общая черта всех идеологий Модерна - вера в линейно-прогрессистский вектор развития человечества. Я употребил слово "вера" потому, что уверенность людей Модерна в правильности и спасительности прогресса во всех областях жизни носит псевдо-метафизический характер, характер лжерелигиозного предрассудка. Факты, противоречащие этому предрассудку, отметаются с порога. Традиционалист не может считать прогресс "вообще" ни абсолютным добром, ни абсолютной ценностью. Есть ценности поважнее. Традиционалист считает, что ради Общего Блага прогресс в некоторых сферах должен быть остановлен (например, в сфере изменения человеческой природы путём генетических экспериментов). Также традиционалисты считают неприемлемыми эксперименты с институтом семьи, т.к. они противоречат Божественным установлениям и могут привести к катастрофе человеческого рода.
Для традиционалиста система ценностей человечества воспринимается в контексте Божественного задания, а все идеологии Модерна считают моральные нормы и ценности лишь продуктом внутренних перемен в эволюционно развивающемся человечестве (Т. Гоббс).
Далее мы расположим идеологии Модерна (отчасти и Постмодерна) по степени удалённости от традиционализма.
2. Традиционализм и органицизм. Идеология, объединяющая веганов, часть хиппи, коммунитариев и "экопоселенцев", поклонников доурбанистических культур и т.д., чаще всего попадается на глаза человеку, разочаровавшемуся в современном обществе и ищущему "дорогу к истоку". Однако, при некотором внешнем сходстве (скептицизм по отношению к прогрессу), органицист чаще всего не является традиционалистом в истинном смысле слова. Например, для органициста природа может восприниматься как некая замена Божества - среди органицистов много неоязычников. Традиционалист же твёрдо уверен в том, что Бог не зависит от природы. К тому же, традиционалисты выступают за сохранение "больших институций" (Церкви, Города, Монархии), в то время как органицисты зачастую бывают склонны к самоизоляции.
3. Традиционализм и национализм. Казалось бы, националист не может не быть традиционалистом, поскольку само отождествление себя с определённой национальностью подразумевает знание и уважение национальных традиций. К сожалению, это не так. Нынешнее поколение "национал-демократов" отличается презрительным отношением к традициям, причём это характерно для всех стран, так или иначе связанных с европейским культурным кодом. К тому же, для значительной части националистов "нация превыше всего", то есть в т.ч. и превыше Бога и Богом установленной власти. С такими националистами традиционалисты зачастую вступают в жёсткое противостояние.
4. Традиционализм и либерализм. В своё время часть традиционалистов вступала в тактические союзы с либералами с целью сокрушить некие более могущественные структуры. Например, внутри польской "Солидарности" в 1980-е годы были и жёсткие традиционалисты, и либералы. Однако по сути традиционализм - принципиальный противник либерализма. "Права и свободы человека и гражданина" столько раз использовались в качестве тарана для слома традиционных устоев, что союз традиционалистов и либералов сейчас представляется как нечто совсем уж противоестественное.
5. Традиционализм и левые идеологии. Здесь важно различать три подвида левых: "старых государственников", вроде В.И. Илюхина или Г.А. Зюганова, "новых государственников", социал-этатистов типа Руаяль и Олланда и, наконец, левых радикалов, близких к анархистам. Первый подвид по сути является экзотической разновидностью политического консерватизма, поскольку его сторонники, как Шатобриан, ищут идеал в прошлом. Отношение наиболее последовательных сторонников этого типа левого мышления к традиционализму - отстранённо-настороженное (С.Г. Кара-Мурза), изредка враждебное (В. Бушин), и только в виде исключения - слегка положительное (диалог В. Илюхина с монархистами, взаимодействие Кургиняна с православными активистами).
Социал-этатисты и левые радикалы к традиционализму откровенно и жестоко враждебны.

А.П.
Tags: Социология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments