barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Революционный капитализм и консервативное освобождение труда

Капиталистический уклад утверждался в Европе методом революционных переворотов - это общеизвестный факт. В 1550-1640 годах революционные войны в Нидерландах и Англии "расчистили поле" для капитализма, ту же роль исполнили для Франции революция 1789 года и её "дитя" Наполеон Бонапарт.
Однако затем, в XIX столетии, революционная сущность капитализма и его идеологической основы - либерализма была несколько затушёвана тем, что на первый план вышла социалистическая, а затем и коммунистическая идеология ("научный социализм" Маркса и Энгельса). Таким образом, XIX столетие стало временем соревнования двух революционных течений, и это соревнование перешло в последующие столетия.
Следует напомнить, что многие революции XIX - начала XX веков были отнюдь не социалистическими, их вдохновляло порождение либерализма XVIII века - позитивизм Конта и Литтре. Именно такой была революция в Бразилии, свергнувшая Браганскую династию. Такой была и революция в Португалии в 1908-1910 годах, свергнувшая Саксен-Кобургскую (формально - Браганскую) династию. Первый президент Португалии д`Арриага был позитивистом. Позитивистом был и Максим Ковалевский, сыгравший для февральского переворота 1917 года в России роль Вольтера.
Новый всплеск либерального радикализма и революционных настроений относится к 1968 году, плоды революции 1968 года пожали, в конце концов, капиталисты - хозяева транснациональных корпораций.
Впрочем, долгое время в либеральном лагере преобладали "умеренные", склонные даже к некоторым компромиссам с консерваторами. Но после 1989 года влияние революционных идей вновь стало расти. Место позитивизма заняло либертарианство (либертинизм) Фридриха фон Хайека и Айн Рэнд - Маркса и Энгельса современной эпохи (хотя Айн Рэнд отчаянно ругала либертарианцев, Каинова печать революционного капитализма навсегда осталась на её лбу).
Каждая революционная идеология имеет мишень для критики и разного рода "активизма", уничтожение которой приносит революционерам неописуемую радость. Для раннего капитализма и его идеологической платформы - рационализма (позднее - либерализма),а также и для позитивизма такой мишенью был Традиционный уклад и его сердцевина - Христианская Монархия, и между традиционалистами и разного рода Кромвелями никогда не может быть никаких компромиссов. Для позднего капитализма, исчерпывающего свои жизненные силы, такой мишенью стал "обычный человек" с его не до конца утраченной Верой, с разного рода "слабостями" - рефлексией, совестью и нежеланием всего себя посвящать производству и потреблению.
"Улучшение человеческой породы", через биомедицинские технологии или через высвобождение и эксплуатацию сексуальных инстинктов (с их всё большим и большим извращением) - вот девиз современного революционного капитализма. Пятому - Финансовому Интернационалу требуются "гвозди", идеальные потребители, лишённые религиозных, моральных, культурных ограничений. Ницше вторично сошёл бы с ума, увидев, как его "белокурую бестию" поставили в стойло материального, биологизаторского прогресса.
Современному обществу требуется подлинное освобождение труда - освобождение от конвейерного потребления, от диктатуры ТТИП, от одуряющего "досуга". Такое освобождение может дать только возродившаяся, как Феникс, Христианская Православная Традиция. Я верю в это.

К.и.н Алексей Поповкин.
Tags: Политология, ТТИП, Философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author