barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Русский Север глазами Николая Авенировича Шабунина

Оригинал взят у aselajn в Русский Север глазами Николая Авенировича Шабунина
Николай Авенирович родился 6 апреля 1866 г. в одном из древнейших селений на Русском Севере — в деревне Юроме Мезенского уезда Архангельской губернии в семье деревенского священника, прослужившего к этому времени почти пятьдесят лет в местных церквях.



Н.А. Шабунин. Единственная сохранившаяся фотография. Начало 1900-х гг.

О детских годах и юношестве Шабунина ничего не известно, кроме того, что он обучался в Архангельском духовном училище и уже тогда занялся писанием икон, чему посвящал каникулярное время, находясь в Юроме. Видимо, не без влияния отца, разглядевшего в сыне талант, Николай решил выучиться на художника, и в 1880-ых г. Шабунин выехал в Санкт-Петербург.

Его путь к творчеству был нелегким и долгим. В 1886 г. Николай Шабунин поступил вольнослушателем в Школу поощрения художеств, а затем — в Петербургскую Академию художеств, в класс И.Е. Репина. Талант мезенца и его усердие в учёбе не остались без внимания. Так, в 1894 г. он отмечен двумя поощрительными медалями, а в 1899 г. за картину «В ожидании» получил звание классного художника первой степени.

Личность Шабунина до сих пор практически не известна, отзывов современников о нём очень мало. Сейчас достоверно известно, что перед своими коллегами он всего-навсего один раз выступил с докладом «Северный край и его жизнь», сделанном на XI-м очередном общем собрании Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов, состоявшемся 17 января 1906 г. под председательством В.В. Эвальда. В своём сообщении художник рассказал собравшимся о результатах своей поездки в 1903-1904 г. на север Архангельской губернии.

Творчество раннего Шабунина отмечено увлечением личностью А.В. Суворова. Интерес к суворовской теме у Николая Авенировича не был случайным. В конце XIX столетия в Петербурге при поддержке государства и на народные пожертвования к 100-летию со дня смерти полководца создавался мемориальный музей. Художник принял активнейшее участие в этой всенародной патриотической акции: неоднократно посещал суворовские места в Новгородской губернии, писал этюды здешних окрестностей и портреты крестьян. В результате получилась серия картин из цикла «Жизнь А.В. Суворова в Кончанском» – «Вид усадьбы Суворова в селе Кончанском», «Суворов беседует с крестьянами в селе Кончанском», «Суворов рассказывает крестьянам о своих былых походах», «Отъезд А.В. Суворова в Итало-Швейцарский поход», «Отъезд Суворова из села Кончанского», др.



Н.Шабунин. Отъезд А.В. Суворова из села Кончанского в поход 1799 года

Позже, по картине «Отъезд А.В. Суворова в Итало-Швейцарский поход» скульптором М.И. Зощенко было создано мозаичное панно, украсившее фасад музея полководца.



На торжественном открытии музея Шабунин был представлен лично Императору Николаю II.За эту картину Николай Авенирович был награжден орденом Станислава 3-й степени и медалью на Всемирной выставке.

Тогда ещё молодой Император Николай II, которому понравилась манера письма художника, обратился к нему с просьбой написать его собственный портрет, что Шабунин и исполнил.



Но главным творческим увлечением Н.А. Шабунина оставался Русский Север, Архангельская губерния.После окончания Академии художеств, он начал ежегодные путешествия в Мезенский уезд, в свои родные места.

Н.А. Шабунин одним из первых заметил, что на Русском Севере начался необратимый процесс разрушения веками просуществовавшей своеобразной культуры заселившихся сюда несколько столетий назад русских, о чём он рассказал в Обществе архитекторов: «<…> С глубоким сожалением докладчик указал на сознательное пренебрежение со стороны жителей чисто местной, непосредственной стариной, что бросается в глаза в одежде, характере песен и обычаях. Но в наиболее отдаленных углах среди обитателей маленьких деревушек, разделенными многоверстными пространствами, по берегам небольших рек, в лесах, еще можно наблюдать настоящих детей природы, живущих в своих деревнях безысходно и безвыездно и не подозревающих про существование людей иного склада». Именно такие глухие углы Архангельской губернии, где ещё жили по старинке, хотел посетить художник, для чего просил денег у Общества архитекторов. «Много тут ещё непочатых глухих углов с симптомами первобытного духа русской жизни, памятники которого, как, например, постройки, разные предметы церковного обихода, во множестве еще можно найти по глухим углам, часто забытые и заброшенные. В некоторые из этих глухих мест можно пробраться только летом водою, а в некоторые – только зимою на оленях. Там немало сокрыто различных документов далёкого исторического прошлого. Там, на краю света, остановилось, ибо дальше некуда было идти, историческое прошлое древней Москвы и великого Новгорода. То – моя родина».

В коротком некрологе по случаю кончины Н.А. Шабунина академик Н. Кондаков в 1908 г. писал: «Шабунин беззаветно любил свой угрюмый край, ежегодно туда возвращался, и, приезжая в Петербург, привозил целую выставку этюдов, больших рисунков с любопытными эскизами деревянных церквей, погребенных под снегом кладбищ, необыкновенно декоративных этюдов и набросков своеобразной жизни, обычаев и обрядов северных инородцев».

Известно, что только в 1905 г. он привёз в Этнографический музей Санкт-Петербурга три коллекции – 129 снимков, 54 предмета женской одежды и украшений и 33 предмета церковной одежды. Увы, многое из того, что было привезено, оказалось утраченным или пришло в абсолютную негодность, а сохранившаяся часть, если всё-таки она где-то существует, требует реставрации.




Крестьянин в нарядной малице




Экипировка зверобоев. Они одеты в «совики», на ногах высокие сапоги – бахилы. На голове меховые шапки с небольшими ушами. На совики надеты светлые маскировочные рубахи из полотна , чтобы можно было незаметно подкрасться к лежащим на льдинах зверям.




В правой части снимка — сани со специальным съёмным укрытием для человека, в котором он полулежит на ходу, на дуге колокольчик. За ней-грузовая конная упряжка (на дуге нет колокольчика). На таких упряжках перевозили добычу с промыслов (из точек промыслов к селениям) — рыбу, шкуры морского зверя и т.д., грузы между селениями, товары на ярмарки и обратно.




Косари на отдыхе



Домашнее ткачество



Зверобойная лодка – «семерик», малая артель которой состоит из семи человек – шесть на вёслах, один на корме – он хозяин лодки, либо, если у хозяина несколько лодок, наёмный «юровщик». По льду при помощи лямок лодку тянут эти семь человек



Женщины в воскресных нарядах




Невеста с родственниками. У девушки на голове богато украшенный речным жемчугом головной убор



Деревенские девушки









Традиционный для Русского Севера дом-двор










Традиционные украшения домов на Русском Севере





Поклонные кресты. Юрома



Часовня в Мезенском уезде



Село Ущельское (Узщельское). Узщельская пустынь. Иовская церковь. 1794 г.

http://kola.gallery/shabunin-vehov/
https://vk.com/club11984023?z=album-48536705_219552303

Tags: Святая Русь
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author