barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Юридическое единство Киевского и Московского периодов истории Руси, и связь их с Балканами

"Книги законные" (включая "Земледельческий закон" - А.П.) с эпохи появления их в русском переводе до XV века успели уже побывать в Сербии или в самой России под руками сербского писца, который естественно оставил на них следы своего говора... На Афоне, где преимущественно происходил обмен духовных произведений между православными славянскими народами, уже в половине XII века находим русские книги и, между прочим, Номоканон - факт, впервые оповещённый учёному миру покойным В.И. Григоровичем" (Павлов А.С. "Книги законные", содержащие в себе, в русском переводе, византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные. Спб. 1885. С. 19, далее - там же). Этот Номоканон будет действителен и в Киеве, и во Владимире, и в Москве.
"...От ... государственной десятины, как исконного русского учреждения, можно производить и ту церковную десятину, которую в XI - XIII веках мы видим и в Киеве, и в Смоленске, и в Новгороде, и в Суздальской земле...", затем эта десятина упоминалась уже в русских сборниках законов, созданных с учётом византийского законодательства (С. 23).
...С... "великим старым номоканоном" имел дело ... внук Калиты - Великий князь Василий Дмитриевич, подтверждая в 1403 году, по совещанию с Митрополитом Киприаном, церковные уставы Владимира и Ярослава... В законодательстве московского периода русская юридическая догма уже значительно приближается к византийской (С. 37).
В середине XVI века в Москве создавались компиляции из Церковного устава Ярослава и "Земледельческого закона", составленного в Византии не позднее VIII века (С. 6).
Для сравнения: в Великом княжестве Литовском Ярославов устав был принят лишь в 1499 году, притом западно-русская редакция этого устава представляет собою переработку восточно-русской (в Москве-то устав был принят на век раньше, не позднее 1403 г.). И утверждение "Устава Ярославля" в Литве состоялось под очевидным давлением православной иерархии накануне отъезда части русских князей из бывшего Великого княжества Черниговского в Москву (1500 г.). Но увы, срочное издание переработанного византийско-московского закона не помогло литовцам - разразилась Смоленская война, первая из череды войн Москвы за киевское и полоцкое наследство.

А.П.
Tags: Русско-сербские связи, Святая Русь
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author