barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Защита Святителем Иоанникием (Рудневым) прав митрополита Михаила (Йовановича)

После переориентации сербского правительства с русской стороны на австро-венгерскую (1881-1882 гг.) Митрополит Сербский Михаил (Йованович), непоколебимо убеждённый в необходимости союза Сербии и России, был вынужден удалиться с первосвятительской кафедры, не отрекаясь, однако, от прав Предстоятеля. Правительство Милана Обреновича поставило вместо него, вопреки канонам, на престол Белградской митрополии Феодосия Мраовича. Однако, русский Святейший Синод не признал этой перемены. "Справедливое осуждение последних сербских церковных событий со стороны Русской Православной Церкви ясно сказывается и в распоряжениях Митрополита Московского, Владыки Иоанникия, относительно церкви сербского подворья в Москве... Настоятель сербского подворья, игумен Феофил, во время коронационных торжеств (1883 г.), два раза обращался к Митрополиту Московскому, с вопросом, поминать ли ему во время богослужения новопоставленного митрополита сербского, Феодосия Мраовича, и оба раза получил отрицательный ответ. В последний раз Владыка Иоанникий даже заявил ему, что этот вопрос он предлагал на рассуждение русского Св. Синода и от него получил одобрение своему распоряжению... По видимому, игумен Феофил сперва намеревался покориться этому обязательному для него решению; но по настоянию сербского посланника Хорватовича, католика по вероисповеданию, решился наконец поминать нового митрополита Мраовича... Феофил был устранён от богослужения и вскоре затем выехал из России; совершение же богослужения в церкви, предоставленной сербскому подворью, возложено на одного из монахов московской епархии" (Православные юго-славянские народности в Австрии за последнее время//Харьковские епархиальные ведомости. - 1883- №50. с. 803).
После прибытия Святителя Сербского в Москву, подворье было предоставлено в его распоряжение, чего не могло бы произойти, не проявив Св. Иоанникий ревность о сохранении церковных канонов.

А.П.
Tags: Русско-сербские связи, Святая Русь
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author