barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Размышления после урока в воскресной школе для взрослых

Вчера у меня был очень насыщенный день, 4 урока в детской воскресной школе и совместная с о. Анатолием Ивановым двухчасовая лекция в воскресной школе для взрослых. Поскольку я работаю в воскресной школе на разных уровнях с января 2013 года, могу сказать, что появился определённый опыт, который привёл к ряду принципиальных выводов.
Во-первых, я задумался над тем, что такое "воцерковление". Термин "индоктринация", который иногда используют в качестве эквивалента, для Православия слишком узок и тесен. Он, на мой взгляд, отдаёт рационализмом и схоластикой. Знание о вере ещё не есть вера. Скорее, нужно вспомнить древнее значение слова - принесение человека пред Лице Божие, ведь младенцем (духовно) можно быть и в 60 лет. Кого-то воцерковляют нескольких недель от роду, а кого-то приводят воцерковлять повзрослевшие дети, жёны или мужья.
Сначала в Церкви человек в полном смысле младенец - он едва понимает обращённую к нему речь, которую взрослые (знающие язык отцов - церковно-славянский) воспринимают легко: "да единомыслием исповемы... горе имеим сердца..." А ребёнок (от года до шестидесяти лет) воспринимает только внешнюю, эмоционально окрашенную сторону Богослужения: запах ладана, колокольный звон, блеск нимбов на образах, пение хора... И, как и всякий нормальный младенец, "гулит": "Боже, дай машинку, помоги, чтобы мама поправилась, помоги, чтобы акции моей компании подросли"... Нельзя же сразу требовать, чтобы дитя молилось:"Благодарю Тебя за скорби, ниспосланные Тобою", хотя неизбежно приходит время, когда нужно будет требовать. Иначе никогда не станешь христианином.
Плохо, если, усиленно крутя в руках свечку, дитятко осьмнадцати лет будет причитать: "Боженька, сделай так, чтобы Зойка окривела и Ваня на меня внимание обратил!". Это - молитва не Господу Иисусу Христу, а "богам иным", и перед нами - язычница, сколько бы крестиков она на себя не навешивала, сколько бы раз ни окуналась в ледяную Крещенскую купель. То же, впрочем, касается и мужескаго полу.
Но вот, постепенно, младенец растёт, превращается в отрока, а затем - в подростка. Особенно докучливы бывают подростки тридцати пяти - сорока лет. Любая антицерковная новость оставляет у некоторых из них глубокий след в душе. "Часы Патриарха" затмевают для "вечных" подростков всё остальное многообразие церковной повседневности. Обычно, болеют они двумя видами подростковых болезней - либерализмом пополам с нигилизмом и псевдо-ревнительством (не путать с подлинной заботой об ограждении верующих от ересей и расколов). Источник обеих болезней один и тот же - недостаток реальной жизни в рамках прихода вкупе с бунтарским переизбытком энергии: человек, занятый уходом за пациентами хосписа или растиркой красок в иконописной мастерской (или просто заботой о домочадцах), болеет перечисленными недугами сравнительно редко. Если же всё-таки болезнь подхвачена, то развивается она в зависимости от темперамента: если человек изначально общителен и любознателен, то он скорее превратится в "розового христианина", протестанта с бородой а-ля "только любовь" и "все спасутся". Если человек обладает характером замкнутым, склонен к аналитическому мышлению, то сила, враждебная нашему спасению, скорее направит его на поиск и разоблачение глобального заговора гиперсусликов. Очень скоро несчастный почувствует себя "единственным русским" и "единственным православным" в пределах видимой с орбитального телескопа Вселенной, хотя бывают случаи сколачвания очередного "согласия разиней" и набегов на социальные сети с криком: "Анафема всему окружающему!!!".
Лечение обеих разновидностей сей болезни в запущенном виде - дело трудное, в тяжёлых случаях доступное лишь опытным духовникам.
Но вот, подростковые болезни преодолены, веснушки опадают с посуровевшего лица, обрамлённого либо тугим платком, либо солидной бородой... Казалось бы, человек воцерковился... Но здесь и подстерегает серьёзная опасность. Можно назвать её "самосвятством" или ещё как-нибудь, смысл её в том, что человек начинает считать, что всего достиг в Церкви. Самогласны и подобны знаем, Часослов выучен наизусть, отличие псковской иконы пятнадцатого века от суздальской того же столетия видим за версту. Пора начинать учить других! И неважно, что никто не благословлял - знания так сами и прут из поседевшей головы... Здесь уж без ежеминутного, ежечасного контроля со стороны духовника - не обойтись.
Потому что стать взрослым - это не заслуга. Знать церковно-славянский язык, уметь читать книги, изданные до 1700 года и им подобные, отличать первый глас от шестого - не заслуги наши, а обязанности. Присутствие на мефимонах - не подвиг, а такая же необходимость, как стирка белья. А за стирку белья медалей не дают.
Если бельё не выстирано, могут дать по шее.
Вспомним, для собственного смирения, хотя бы жития Новомучеников. Православие не доказуется, а показуется - когда тебя, прикованного к постели, везут на расстрел (Св. Серафим Петроградский), когда за собирание исторических документов - пуля в затылок (Мц. Анна Зерцалова, Священномуч. Ювеналий (Масловский)), когда за исполнение врачебного долга - пуля и ствол шахты (Мч. Евгений Боткин)... Вот где источник нашей жизни, вот откуда появилась возможность нашего туда-сюда относительно неплохого существования! О стену из тел мучимых и замученных ударилась и откатилась волна воинствующего безбожия. И никто не даст гарантии, что гонения никогда не повторятся (скорее наоборот, читайте Апокалипсис). Да и каждого из нас ожидает свой личный Суд... Вот и следует подумать - а мы смогли бы не отречься от веры, если бы Промысел Божий поставил нас в те условия, которые были по историческим меркам относительно недавно? И что значат все наши "подвиги" по "вычитыванию" необходимых канонов и отказу от салата оливье, если мы заканчиваем день в мягкой постели, а не как Новомученики - на голых досках или соломе, наполненной вшами...
Простите, если утомил своими размышлениями... Дай Бог нам сил быть взрослыми - в силу полного возраста Христова, как наши предки!

А.П.
Tags: свакодневица
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author