barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

О плодах искупительной жертвы Спасителя

Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие.
Первое послание Св. Апостола Павла к Коринфянам,гл. 15., ст. 35.

Приближается праздник Пасхи Христовой, и многие из нас задаются вопросом - каков глубинный смысл этого ежегодного празднования? Для тех, кто не собирается ограничивать своё участие в "Праздников Празднике и торжестве из торжеств" лишь освящением и последующим вкушением кулича и разукрашенных яиц, для тех, кто ищет смысл для ума и сердца в Традиции - неизбежен вопрос: что же мы празднуем?
Не раз нам, верующим людям, приходилось слышать сказки про "весеннее пробуждение природы" как "источник христианской мифологии" (повторяющие эту глупость не бывали в апрельском Иерусалиме, когда в середине дня можно буквально изнемогать от жары - природа в Палестине пробуждается в феврале-марте!). Есть и более "серьёзные" возражения. Нам говорят: "А что, собственно, изменилось в жизни человечества после смерти вашего Иисуса на кресте? Как шли две тысячи лет назад войны, так и сейчас идут, как угнетали одни народы другие, так и угнетают, как умирали люди, так и умирают".
Что ж, постараемся ответить.
Начнём с отстранённого взгляда историка и философа.
Был в Греции мыслитель, который совершил переворот в философии. Звали его -Сократ. До него философы занимались, главным образом, проблемой происхождения материального мира, вопросом о "первоначалах". Один считал первичным началом воду, другой - огонь, и т.п. Сократ же обратился к усовершенствованию человеческого ума и сердца. Философам, продававшим свои навыки за деньги (софистам), не понравилось то обстоятельство, что Сократ не просил денег за своё искусство. Сократа ложно обвинили и затем заставили выпить яд. На суде выступал Платон, любимый ученик Сократа. Его речь была осмеяна, и вместо спасения учителя Платон невольно поспособствовал ускорению смертного приговора. Великий Платон не спас своей премудростью ни одного человека, даже любимого учителя.
Стоик Эпиктет был рабом римского богача Эпафродита, участвовавшего вместе со своим покровителем Нероном в гнуснейших оргиях и казнённого Домицианом, который, при всём своём "зверонравии", всё же не мог терпеть развращённых друзей убитого тирана. Благородство и мудрость Эпиктета не послужили к тому, чтобы кто-либо из могущественных и богатых стоиков выкупил его, даже после того, как Эпафродит сломал своему рабу ногу.
Итак, эти великие философы, которые действительно старались сделать человечество добродетельным, были осмеяны и подверглись смертной опасности - не от варваров, а от тех, кто считал себя просвещёнными!
Таково было человечество, не осененное Крестом Господним. Таковы были лучшие представители этого человечества.
Империи, собиравшиеся путём грандиозного кровопролития, рассыпались, как куча щебня. Империя Александра Великого едва пережила его самого, а после гражданской войны бывших Александровых военачальников распалась на массу обломков - Египет, Сирию, Коммагену, Адиабену, Парфию, Бактрию... Византия, в основание которой были положены христианские законы, просуществовала тысячу лет.
Обратимся теперь к христианскому обоснованию нашего почитания Креста и Воскресения.
Из Священного Писания мы знаем, что человеческая природа и воля, ум и чувства до грехопадения были чистыми, не подверженными болезням и неизбежной смерти. После грехопадения всё изменилось, и человечество оказалось погружено в "безсловесные стремления". Появились убийцы (Каин, Ламех), разного рода извращения овладели сердцами и умами. Поклонение истинному Богу едва теплилось в нескольких родах, составлявших еврейское племя - слабейшее в политическом отношении, почти всегда зависимое - то от египтян, то от вавилонян, от персов, греков и, наконец, римлян. Величайшие праведники подвергались, почти помимо воли, действию греховных страстей - Ной лежал упившимся в шатре, Давид соблазнился красотой Вирсавии, Соломон поставил языческих идолов. Грех и смерть господствовали над человечеством, народ Божий не раз готов был побить камнями тех, кто напоминал ему про его Божественное избрание... Не было надежды на избавление и после смерти - все ветхозаветные праведники, кроме Еноха и Илии, по смерти сходили в ад. Бог отвращал Лик Свой от человечества. Лишь ветхозаветный Закон давал надежду на будущее избавление - но не само избавление.
И вот, наступил самый тёмный день в истории человечества. Сын Божий умер на Кресте, искупая наши грехи, грехи всех людей, которые появились на свет и ещё появятся. Солнце изнемогло и не захотело более смотреть на людей, безумно насмехавшихся над Спасителем, давать им свой свет и тепло. Земля содрогнулась до самых глубоких недр, почувствовав на себе капли Пречистой Крови.
И после сего - ад, грех и смерть пали под ноги Спасителя, рухнули "вереи вечные", и святость стала вновь доступна всякому человеку, верующему в Господа и составляющему частицу Его Тела - Церкви Православной. Ибо Господь не создал много церквей, но одну, которой врата ада не одолеют.
Итак, каковы же плоды искупительной жертвы Спасителя?
"Христос освободил нас от первородного греха, от власти диавола, и, кроме сего, даровал нам все средства "яже к животу и благочестию" (Розов Николай, священноисповедник. Поучение, сказанное на пассии 8 февраля 1915 года//Ярославские Епарх. ведомости. Ч. Неоф. - 1915. - №10. С. 204).
Каковы же эти средства? Прежде всего, Таинства. Все Таинства Православной Церкви, как усвояющие силою благодати Святаго Духа верующим спасительные плоды искупительной жертвы Христовой, имеют свое начало от Спасителя. Святитель Феофан пишет: "Избавление от грехов имеет две стороны: первая есть отпущение грехов, а вторая - семя новой жизни во истребление греха. Первое подается приобщением смерти Христа,а второе - приобщением Воскресения Его. То и другое приемлют верующие в купели крещения - омываются от грехов и возвращаются к новой жизни, чтоб по крещении ходить в новой жизни, светлой.как светло состояние Христа по Воскресении" (Толкование Первого послания к Коринфянам (Св. Апостола Павла)... М. 1876. С. 487).
Вне Церкви, вне её спасительных Таинств - лишь ветхое человечество. Мы можем принять Крестную Жертву - и тогда святость проявится в нас мирным настроением, умением мирить враждующих, исцелять больных, воскрешать мёртвых, и после нашей смерти тление не коснётся наших тел - как у Св. Спиридона или Печерских угодников: вот плоды искупительной жертвы Спасителя... Но можем и не принять Христа, и тогда мы окажемся вне света Воскресения, там, где плач и скрежет зубов.
У нас есть выбор - быть со Христом или с Иудой Искариотским. Пасха должна зазвучать в душах и сердцах, Благодатный огонь в Иерусалиме - лишь отражение того Божественного огня, что горит в сердцах верующих.
Примем же Христа Воскресшего в клеть сердца, по примеру благочестивых предков наших!
И будут тогда умножаться и каменные, и древодельные храмы по лицу земли нашей Свято-Русской, и, Богу содействующу, наступит воскрешение могучей державы нашей - защитницы Церкви Христовой во всём человечестве!
А.П.
Tags: Богословие, Святая Русь
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author