barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

К прославлению Святителя Паисия I Яньевца, Патриарха Печского

Минувший весенний Архиерейский собор Сербской Церкви прославил нескольких святых разных эпох (индивидуально) и групп новомучеников 1941-1944 гг. (убиенных немецкой армией, усташами и албанскими коллаборационистами).
Среди прославленных - Св. Паисий Яньевац (1542+1647).
Предлагаю вниманию читателей 2 фрагмента из малодоступных книг: один о самом Святителе (к сожалению, с биографическими неточностями, я привожу его как доказательство того, что о Святом помнили в России до 1917 года), а второй - о непреходящем значении Печской Патриархии - даже и в XIX веке, когда у нас была возможность её возродить, но дипломатия прошляпила.

«Подобная Гаврииловой (имеется в виду Гавриил (Раич)- А.П.) участь постигла в 1657 (правильно – в 1647 ) году и Патриарха Паисия Первого, получившего через приезжавшего в 1641 году ко двору Михаила Феодоровича сербского митрополита жалованную грамоту Печскому монастырю на право приезда через 7-8 лет в Россию за милостыней для этого монастыря; по доносу Крымского хана и иезуитов он был повешен, как государственный изменник, ожидавший «пришествия царства русских»».
Заболотский П.А. Очерки русского влияния в славянских литературах нового времени. Т.1. Русская струя в литературе Сербского возрождения. –Варшава. 1908 г.
Вообще-то, согласно сербской Википедии, Св. Паисий скончался от ран, нанесённых взбесившимся быком, но противником иезуитов и сторонником России он был убеждённым,в тюрьме турецкой по этой причине сидел, так что претерпеть исповедничество ему пришлось точно.

Теперь о самой Печской Патриархии.
Майков А.А. Православие на Востоке. Русская мысль. 1884. Т. 3. С. 135-136.
«Константинопольская и русская церкви не признают в Сербии теперешней иерархии как противоканонической, а потому, к сожалению, в восточно-православном мире, всё более нуждающееся во взаимном единении автокефальных церквей для совокупного отпора наподдающему католицизму, является раскол; и тем более достойно это сожаления, что такое разъединение произошло единственно от неудачного образа действий обеих сторон. Враги православия и сербской народности радуются этому злополучию. До селе духовенство в Сербии чуть ли не поголовно стояла с народом и за народ. Это была сильная поддержка народному чувству, которое никогда не примириться с правительственною политикою, клонящею Сербию к подчинению Австрии. Православный простой народ в Сербии едва ли когда забудет свою духовную и историческую связь с Россиею. Подчиняя церковь государственной власти, не без поддержки и совета из Вены, сербское правительство обнаружило намерение взять в свои руки эту народную силу, чтобы менее встречать сопротивления в народе и тем свободнее гнуть Сербию под иго Австро-Венгрии. Есть уже известия, что Феодосий Мраович издал послание к сербскому духовенству по случаю последних выборов в скупщину; в этом послании он грозит священникам наказанием, если бы они стали противодействовать правительственным кандидатам на выборах. Цель переворота, произведённого в церкви министерством Пирочанца-Новаковича, достигнута: высший церковный сановник втянут в политическую интригу правительства и действует как его орудие в подавлении свободного проявления народной воли.
С этой точки зрения и учреждения независимости сербской церкви в 1879 году представляется преждевременным. Сербская церковь, во время зависимости её от Вселенской Константинопольской всегда находилась в мире и любви с последнею. Опираясь на Константинопольскую матерь-церковь, с нею и в ней, без ограничения государственными пределами одной нынешней независимой Сербии, церковь сербская постоянно могла бы считать за собою право распространяться и на Старую Сербию, и на Герцеговину, и на Боснию. Хотя малое знакомство с положением вещей в сербских землях и отсутствие ясно сознанной впереди цели, а подавно и твёрдой решимости достигнуть чрез своевременную подготовку рано или поздно этой цели, лишили дипломатию здравого взгляда на необходимость предоставить Сербии владеть Печем- столицей древней сербской патриархии, однако, не смотря на этот явный ущерб, нанесённый дипломатами православию в сербских землях, сербская церковь, пока она не возведена была в автокефальную, ограниченную тесными рамками политических пределов нынешнего сербского королевства, всегда могла питать надежду водворить свой престол в древней Печской Патриархии, а чрез это сохранить свою духовную связь с митрополиями Мостарскою в Герцеговине, Зворницкою и Сараевскую в Боснии. В союзе со вселенским Патриархом митрополит Сербский мог бы получить от Патриарха даже согласия на восстановление сербской Патриархии с древним, столь дорогим для всех сербов именем Печской. Если бы дипломатии хотя отчасти было известно историческое значение древней сербской Патриархии и если бы она делая в политическом отношении угоду Австрии в замен того поставила своим непременным долгом, по крайней мере, в религиозном отношении, приберечь для России и собственно для самого православного населения Балканского полуострова духовную силу, в её цельности, то она настояла бы на присоединении к Сербии Призрена, который был столицею древнего сербского царства, и Печи, который был столицею сербского Патриархата. Теперь все эти, осуществимые прежде при некоторой доли настойчивости, соображения уже более не могут осуществиться, потому что император Франц-Иосиф, заключая в 1880 году договор с Константинопольским Патриархом, предоставил уже себе право утверждения епископов в Боснии и Герцеговине, ч рез что высшая церковная иерархия в этих сербских областях перешла в подчинение католическому Императору.... Кроме одних дипломатов, для всех ясно и понятно, что Россия страшно повредила себе в международном положении, предоставив Сербию влиянию Австрии».
Tags: Небесная Сербия, Славянское Благотворительное общество
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author