barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Пула и Перой, православные общины в Истрии.

И́стрия (хорв. Istra, словен. Istra, итал. Istria) — название полуострова в Адриатическом море, в северной части современной Хорватии. Небольшие части полуострова сейчас принадлежат Словении и Италии (Википедия).
В путевой заметке газеты Slovanski svet (1888, stev. 18. C. 286-288, D.M. Obalovic) идёт речь об уникальном явлении в жизни хорватско-словенского пограничья – православной общине в Пуле и Перое. Православные общины существовали и западнее Пулы, например в Триесте, однако, это были приходы при торговых колониях греческих и сербских купцов. В сельской же местности Перой был самой западной точкой распространения православных военных колонистов, которых приглашала Венецианская республика для охраны Террафермы от бродячих отрядов турецких солдат и морских разбойников; подобная политика осуществлялась и Австрийской Империей, что было оформлено в законе об учреждении Сербской Крайны, или Военной Границы.
Появление первых православных восточного обряда в Истрии было связано с войной за Кипр. Противостояние между Турцией и Венецией за обладание Критом и Кипром продолжалось многие десятилетия. В 1570 году Турция захватила Кипр, множество греков покинуло остров вместе с отступившей венецианской армией. Горожане осели в Венеции, бывшие жители сёл скитались по Терраферме. Указом Сената от 1573 года для греков был выделен город Пула с прилегающими поместьями, где тогда жило 300 человек, а переселенцев, прибывших в 1583 году, было 450.
Греки основали православный приход Святителя Николая. Он подчинялся Филадельфийской митрополии Константинопольского патриархата, существовавшей в поздней античности и затем завоёванной сельджуками, и восстановленной в 1557 году специально для греков, живших в Терраферме. Митрополит жил в Венеции: Митрополит Филадельфийский Гавриил Севир в 1577 году обосновался в Венеции. В 1712 году православная митрополия была упразднена, а её духовенство и епископы, под давлением венецианских властей, отпали в унию с Римом. Последним православным митрополитом Филадельфийским с кафедрой в Венеции был Софроний (3 сентября 1780 — 30 ноября 1790), до и после него епархия была греко-католической.
В 1657 году по приглашению венецианских властей в Перой, расположенной рядом с Пулой, переселились 15 семей из Цермницы, близ Скадарского озера. По местному преданию это были православные черногорцы. В 1784 году черногорцы получили собственный приход, с церковью святого Спиридона. На следующий год умер последний истрийский грек, настоятель прихода в Пуле Иоаннис Москонас, греческая община распалась, её православная часть слилась с черногорцами, а католическая с итальянцами. В настоящее время Никольский приход в Пуле принадлежит Сербской Православной Церкви.
Православные жители Пероя изначально подчинялись Цетинской епархии, цетинские митрополиты управляли и монастырём Крка в Далмации, который имел духовную опеку над общиной в Перое.
В 1888 году подчинение было уже другим – её окормлял православный епископ Шибеника и Задара Стефан Кнежевич, твёрдый сторонник сохранения православия и сербского духа. Он лично посещал Перой, несмотря на то, что там было немногим боле двухсот прихожан. Настоятелем служил Иоанн Маричевич. В его доме находилось много портретов русских деятелей – портреты царей Александра Второго и Александра Третьего, генералов Гурко, Скобелева, Радецкого, а так же участников освободительной войны из числа балканских правителей – Милана Обреновича, Николы Петровича-Негоша, румынского короля Карла. Священник преподавал в школе, название которой было написано на кириллице и на латинице. На кириллице же была и ктиторская надпись, созданная в 1834 году. Автор заметки в 1888 году недоумевал, каким образом небольшое село сумело в течение нескольких столетий сопротивляться ассимиляции. Выдержки из церковных книг, опубликованные в 2011 году Алоизом Штоковичем ((Stokovic Al. dr. Osnivanje grčko-pravoslavne parohije sv. Spiridona u Peroju 1784. (Prilog promišljanju povijesti pravoslavlja u Istri)// Problemi sjevernog Jadrana, vol.11,. 2011. S. 21-37), свидетельствуют об устойчивых родственных связях жителей Пероя с жителями Герцег-Нови, а также с сербами Далмации. Одним из восприемников (кумов) в Перое был даже некий Даниил Ничифорович, родившийся в городе Киеве. Таким образом, некоторые сведения о Перое имелись даже в России.
Существование православного села в Истрии было дополнительным аргументом для словенцев, желавших принять Православие (1900-1903 гг.), в частности для жителей села Рицманье. Этот факт практически не освещается в российской историографии «Проблемы Рицманье», которая вообще довольно скудна. Между тем Рицманье приковывало внимание русских неославянофилов, членов Славянских Благотворительных обществ. Можно предположить, что Общества помогали и общине Пероя, во всяком случае, посещавший это село Стефан Кнежевич имел тесные связи со Славянскими Комитетами.

А.П.
Tags: Византия жива, Русско-турецкая война, Святая Русь, Сербская земля Черногория
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author