barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Традиция в обществе массового потребления (2). Консерватизм и Традиция.

Начало: http://barjaktarevic.livejournal.com/4306653.html
Естественно, что в столь печальных обстоятельствах человек, желающий сохранить себя, обращается в прошлое. Но на пути правильного осмысления исторического наследия и современной исторической реальности встают расхожие стереотипы.
Наша беда, между прочим, заключается в том, что понятие «консерватизм» используется где попало и кем попало. Иные даже задаются вопросом – возможен ли консерватизм в современной России или Европе? «Консерватизм» в самом простом, буквальном понимании есть идея и политика сохранения прежнего. Но что именно нам следует сохранять, что – «консервировать»? Проблема заключается в том, что определения консерватизма, бытующие в науке и обыденном восприятии, зачастую изобретаются противниками консерваторов – либералами и революционерами разного толка. «Консерватизм» сопрягают с «ретроградством», «реакцией», «отсталостью».
Но ругательные эпитеты не могут прояснить сути понятия. Карикатура не есть портрет.
Ещё хуже обстоит дело с понятием «Традиция», под которым подразумевается нескончаемое повторение одного и того же. Туда же, до кучи, отправляют и «примордиальность» - этот корявый термин означает, между прочим, не что иное, как «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».
Инстинктивно здравомыслящий человек понимает, что предки во многих случаях поступали разумнее, чем сейчас поступаем мы. Также инстинкт подсказывает, что лучше любить свою Родину, чем чужую (а любовь к чужому отечеству и есть реальное содержание туманного термина «космополитизм»). Но, как только человек пытается перевести своё восприятие с инстинктивно-эмоционального уровня на рациональный, включаются усвоенные со школьной скамьи стереотипы: прогресс всегда хорош, а консерватизм плох, прежде думай о «человечестве», а потом о своей стране и т.п.
Поэтому избавление от того «обморочного состояния» общественного сознания, что даёт о себе знать в некоторых слоях общества (например, в пресловутом «креативном классе» или в той несчастной части нашей молодёжи, которая с протестом против «всего плохого» выходит на площади, повинуясь «дудочке крысолова») необходимо начинать с освобождения ума от оков либеральной догматики канувшего в Лету Модерна. Эта догматика, между прочим, весьма удобна для постмодернистского общества потребления и его бенефициаров – транснациональных корпораций.
И начать, на мой взгляд, следует с определения консерватизма.
Мне представляется, что первая аксиома консерватизма есть утверждение о конкретности Бога и человека. В этом смысле, консерватизм противоположен и гегельянскому идеализму, и марксистскому материализму. Гегельянство вообще здорово навредило западной философии и общественной жизни. Без Гегеля не было бы и Маркса. Консерватизм есть служение Богу и конкретному человеку – Монарху, дожу республики, группе людей – Сенату (консерватизм римских оптиматов). Но никогда нельзя допускать попыток служения отвлечённой идее. Февральский переворот в России произошёл тогда, когда безтелесная, абстрактная идея «Родины» заслонила собой реальное Отечество и его единственное олицетворение – Царя. Кстати говоря, нельзя служить «идее Монархии», не стоит тратить время на это высокопарное пустословие. Можно служить только конкретному Монарху – настоящему или будущему (в определённой степени можно послужить и Монархам прошлого, и это весьма похвально, но мы говорим о «здесь и сейчас»). Можно служить конкретному народу, бороться за его выживание, но при этом не разделять «идеи» его руководства (не прониклись идеями социализма Патриарх Московский Сергий и виконт де ля Пуап, но против немцев боролись и призывали бороться). Нельзя служить «идее флота» - но очень даже можно служить в морской пехоте. Нельзя служить «идее казачества», но можно служить в казачьих частях.
Можно ли служить «человечеству» - по большей части на эту тему звучит пустопорожняя риторика, иногда глупая, но безвредная, иногда опасная. Французские революционеры, из любви к абстрактной «идее человечества», угробили массу вполне конкретных вандейских крестьян, дворян и священников, да немало и парижан тоже. Если уж служить человечеству, то в конкретных случаях, а не «вообще» – например, Александр Благословенный весьма усердно послужил человечеству, избавив его от тирании Наполеона.
Вот и сейчас – консервативная позиция есть защита конкретного Отечества от конкретной опасности, а именно – либертарианской глобализации, в её террористической форме (боевые отряды глобальных корпораций известны, между прочим, как ИГИЛ, Аль-Каида, «Правый сектор», туда же входят венесуэльские парамилитарные отряды противников Николаса Мадуро).
Однако, моя точка зрения может быть подвергнута критике как «отрицание всякой философии» и проповедь безыдейного повиновения начальству. Во-первых, на мой взгляд, с 1968 года нас действительно сильно перекормили философией всяческих «свобод», в ущерб позитивной этике и эстетике. Во-вторых, консервативная философия существует, и центральное понятие этой философии – не безтелесная идея, а Традиция как совокупность плодов духовного и физического труда. О Традиции можно некоторое время рассуждать, но без погружения в традиционные практики всё это окажется пустословием. Традиция – это не движение назад, это движение вперёд по пути, обоснованному подвигами героев и святых твоего народа. Для славянофилов создание Славянского комитета, то есть переход от теории к практике, стал и моментом окончательного разрыва с гегельянством.
Традиция накладывает на её носителя определённые ограничения, она противоположна комфорту. Иногда сохранение Традиции даже сопряжено с самопожертвованием (Царственные Мученики и сонм Новомучеников Российских, ирландские барды, резьянские и лужицкие крестьяне). Сейчас Традиция находится во вполне ощутимом и всё более обостряющемся конфликте с цивилизацией массового потребления…. (Продолжение следует).

А.П.







.
Tags: Консерватизм, Славянский комитет, Социология, Традиция, Философия
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author