barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Не все культуры созданы равными?

Оригинал взят у fater_varus в Не все культуры созданы равными?
Оригинал взят у partizan_1812 в Не все культуры созданы равными?
Важным новым событием тутошней культурной войны стало… нет, не столкновение в Шарлотсвилле, а неожиданная публикация одного на удивление откровенного манифеста в хорошо известном своими прогрессивными взглядами филадельфийском издании. Факт публикации, на мой взгляд, можно назвать чудом. В противоположность этому все реакции на эту статью легко просчитываются благодаря их предсказуемости.


Статья очень интересна тем, что написана она людьми, которым по должности и месту работы следовало бы быть прогрессистами, но призывает она ни более, ни менее немного попридержать прогресс. Хотя в ней нет ничего, что выходило бы за рамки здравого смысла, ее стоит вкратце пересказать, потому что со здравым смыслом в наше время напряженка, а его противоположность, напротив, производится здесь в количествах настолько избыточных, что его приходится экспортировать даже в такие страны, против которых введены санкции.

Вот такую апологию буржуазному образу жизни опубликовал недавно совместное интернетное издание газет The Philadelphia Inquirer и Philadelphia Daily News.

Необходимо обратить внимание на то, что восприятие понятий «буржуазный образ жизни» и «буржуазная культура» на Западе отличается от такового в СССР и постсоветской России. В США противоположностью буржуазному образу жизни будет судьба бунтаря, преуспевшего в освобождении себя от власти вещей и денег, даже если он владеет немалой их суммой. В то же время работник банка, живущий на одну зарплату, может иметь вполне буржуазное сознание и стремиться вести буржуазный образ жизни.

Про взаправдашнего хиппи, наркомана-самогонщика из Аппалачии, проститутку или ее сутенера здесь вряд ли скажут, что они ведут буржуазный образ жизни. (Хотя исключения, конечно, возможны и тут.) В советском же и попавшем под его влияние постсоветском понимании проблемы все эти персонажи и есть иллюстрации к тому, что понимается под «буржуазной культурой» и «буржуазным образом жизни».

Западное понимание более приземленное, конкретное и предметное. Можно сказать «мой приятель Н ведет буржуазный образ жизни» в том же смысле, что сказать «мой бывший одноклассник Х ведет разгульный образ жизни». Советско-постсоветское понимание укоренено в марксизме, зоринских обличениях «Международной панорамы» и спектакле по пьесе Хеллман «Лисички», имея, таким образом, обобщенно-классовый характер. Уверен, что большинство все это знает и без моих пояснений, а те, которые не знают, поймут из следующего за этим вступлением рассказа.


Хорошее понимание советского взгляда на буржуазную культуру дает этот классический фильм советского периода.

Брилл Рука 1.jpg

3155512_900.jpg


Итак, два профессора юрфаков весьма известных университетов – Эми Вакс и Ларри Александер (Amy Wax и Larry Alexander; Эми Вакс преподает в Университете Пенсильвании, который находится в Филадельфии), опубликовали статью под названием “Мы расплачиваемся за то, что разрушили буржуазную культуру нашей страны”.

Начинается она так:
«На открытые ставки не хватает имеющих достаточную квалификацию американцев. Доля трудоспособных мужчин, занятых каким-либо трудом, такая же, как во времена Великой Депрессии. Свирепствует эпидемия злоупотребления опиоидами. Насилие и убийства опустошают города. Почти половина детей рождается вне брака и еще больше воспитываются одинокими матерями. Многие студенты не имеют элементарных навыков, а школьное образование в США отстает от десятков других стран.

Причины этих явлений многочисленны и сложны, но в основе этих и других проблем лежит разрушение буржуазной культуры нашей страны. Эта культура выработала набор правил, которым необходимо было следовать: Вступай в брак перед тем, как обзаводиться детьми, и стремись к сохранению семьи ради детей. Получай образование, необходимое для получения работы, усердно работай, не будь тунеядцем. Старайся идти навстречу работодателю или клиенту. Будь патриотом, готовым послужить своей стране. Будь добрым соседом, не забывай об общественных делах и благотворительности. Не ругайся прилюдно. Уважай имеющих власть или авторитет. Не принимай наркотиков, не совершай преступлений.»


Редакторы Philly.com использовали портрет Джона Вэйна для иллюстрации к статье Вакс и Александера. Использую и я.

Jonh Wayne.jpg


До середины 1960х годов этом правилам следовали люди самых разных общественных групп, пишут авторы. Такое поведение, по их мнению, было одним из основных факторов экономического успеха, повышения уровня образования и общественного согласия в тот период. «Все ли придерживались этих правил?»-спрашивают авторы. «Разумеется, нет. Всегда есть бунтари и есть лицемеры, которые согласны с нормами на словах, но нарушают их на деле. Как говорится – лицемерие это дань, которую грех платит добродетели.»

Была ли жизнь идеальна в это время? «Разумеется, нет», - отвечают авторы. Существовала расовая и другие формы дискриминации, но положение постоянно улучшалось при господстве норм буржуазной культуры. Для того, чтобы покончить с дискриминацией и открыть все дороги женщинам и меньшинствам слом буржуазной культуры не требовался. «Напротив», - говорят авторы. «Утрата навыков, характерных для этой культуры замедлила прогресс общественных групп, находящихся в ущемленном положении. Эта тенденция способствовала разрушительному действию государственной программы социального обеспечения на семью; когда государство взяло на себя материальное благополучие семей, нужда в наличии двух родителей в семье снизилась… Стремительно выросло число одиноких родителей, дети которых имеют повышенную вероятность быть неуспевающими в школе, употреблять наркотики, тунеядствовать, совершать преступления и жить в бедности.»

Авторы далее пишут о том, что перемены, произошедшие в 1960е годы, разрушили не только буржуазную культуру, но и мечты лидеров движения за гражданские права об обществе, не замечающем цвета кожи своих граждан. Именно в это время зародилась одержимость общественной мысли на идеях расы, этнического происхождения, гендера, а, впоследствии, и сексуальных предпочтений.

Культура Америки, по мнению авторов, перестала быть культурой взрослого человека, ценящего респектабельность и взаимное уважение, и стала культурой, в которой господствуют ценности подростков, не соответствующие зрелому, процветающему обществу взрослых.

Мне кажется, что авторы уже с лихвой заработали себе на местный аналог Соловков, но они продолжают жечь напалмом глаголом.

«Не все культуры равны. По крайней мере, не все они равны в смысле подготовки людей к плодотворной деятельности в развитой экономике. Культура индейцев* Великих Равнин это культура кочевых охотников, которая не соответствует культуре развитого мира в 21 веке». Следом за ними достается на орехи антисоциальным обычаям «белой рвани»; негритянской рэп-культуре, заточенной на то, чтобы сопротивляться «белым обычаям»**; стремлению антиассимиляционно настроенных латиносов создавать этнические анклавы. «Эти культурные установки не только несовместимы с развитой рыночной экономикой и жизнеспособной демократией; они также разрушительны для солидарности и взаимопомощи среди американцев.»

Для улучшения социального и экономического положения американского народа требуется вернуться к нормам буржуазной культуры, утверждают авторы. «Среди тех, кто продолжает следовать старым нормам независимо от их дохода и образования, уровень преступности, опиоидной*** наркомании и нищеты низок. Те, кто заживет в соответствии с некогда общепринятыми нормами, возможно и не разбогатеет и не добьется выдающихся успехов, но их жизнь станет значительно лучше, чем сейчас. Школы и микрорайоны станут значительно безопаснее и приятнее. Учащиеся, принадлежащие к самым разным социальным группам, получат образование, необходимое для получения работы и участия в демократическом процессе.»

В качестве еще одного примера можно привести исследование, о котором я уже говорил; оказывается, что в результате культурных пертурбаций 1960х и последующих годов меньше всего изменила свой буржуазный образ жизни (по крайней мере в области семейной) - кто бы вы подумали? - разумеется, буржуазия и примкнувший к ней Шепилов образованный средний класс. Ну, для нас это не удивительно; мы же знаем, что буржуазия и ее дипломированные наймиты тароваты на выдумки, которые позволяют им еще сильнее эксплуатировать народные массы.

И наконец.
«Но восстановления господства буржуазной культуры потребует от всех властителей дум – интеллектуалов, СМИ и Голливуда – покончить с нытьем, основанном на взаимных обидах мультикультурализма, и с показушной защитой обездоленных. Им следует вернуться к своим стандартам 1950х и славить их.»

Ничего нового сказано не было. В этом журнале не раз шла речь о сломе культурного кода той Америки, которая наработала тот задел, который смело тратят борцы за социальную справедливость нашего дня, и отрицательных последствиях этого для людей; например, тык здесь, тут тоже тык, еще тык, и тут тык, и еще тут тык, и здесь тоже тык, тык здеся и тута, а также семо и семо. Но то, что статья написана людьми, которые по мнению прогрессистов просто обязаны быть на «правильной стороне истории», и которых трудно уволить или обвинить в фашизморасизме, а также то, что она появилась как нельзя кстати перед событиями в Шарлоттсвилле, добавляет ей некоторого перцу.

Как вы можете себе представить, все чертики выскочили из коробочки и пошли ругать высказанные взгляды всеми бранными словами, которыми их научили преподаватели общественных наук. В газете Университета Пенсильвании «Ежедневный Пенсильванец» (Daily Pennsylvanian) немедленно появилась статья о том, как все люди доброй воли протестуют и как преподаватели и члены горсовета клеймят профессора Вакс нехорошими словами. По словам автора статьи в Daily Pennsylvanian фраза о том, что не все культуры равны, раздула пожар на кампусе и в социальных сетях. Масла в огонь подлили последующие слова проф. Вакс: «Все хотят поселиться в странах, которыми правят белые европейцы.»


Это бронзовый Бен Франклин, основатель университета. Интересно, что бы он сказал о происходящем?

BF UPenn.jpg


Профсоюз аспирантов осудил взгляды Вакс как «отсталые и полные ненависти» и призвал ректора сделать то же самое. Ассистент кафедры лингвистики педагогического факультета заявил: «Да, не все культуры равны. Некоторые, как «буржуазная культура США» основаны на эксплуатации». Член горсовета Филадельфии, выпускница Университета Пенсильвании, назвала мнение Вакс «жалким».

В ответ на это профессор Вакс написала: «Если это все, на что способны наши профессора и аспиранты, таки да наша культура действительно в беде.»

В настоящее время ректор университета Эми Гутман находится в деловой поездке и по словам официального представителя университета не может высказаться по поводу происходящего. Ждем возвращения и запасаемся кому что по вкусу.




* Так и пишут – индейцев! Не говорят Native Americans, а прямо по Фенимору нашему Куперу и фильмам студии ДЕФА о Верной Руке и Чингачгуке называют их Indians.

** Так называются те остатки буржуазной культуры, которые еще не погибли.

*** Говорится именно об опиоидах, потому что сейчас особенно опасен этот кризис; десятки тысяч людей в год умирают от передозировки.


Tags: средний европеец как орудие разрушения
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author