barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Успенские торжества и память Собора 1917-1918 гг. в приходе Владимирского собора Лисок





15(28) августа в верхнем храме Владимирского собора протоиереями Иоанном Завгородним и Анатолием Ивановым, а также иереем Николаем Чернушкиным была отслужена праздничная Литургия, священнослужители и прихожане также почтили память Отцов Собора 1917-1918 гг. - Священномучеников Владимира, Митрополита Киевского, Митрофана, Архиепископа Астраханского, Тихона, Архиепископа Воронежского, Святителя-Исповедника Патриарха Тихона. Во всех приходах Лискинского благочиния было прочитано Патриаршее послание в честь столетнего юбилея Собора.
Накануне, 13(26) августа, прошло заседание клуба любителей православной книги "Душевная вечеря" при библиотеке Владимирского собора. Кандидат исторических наук Алексей Поповкин прочёл доклад о Поместном соборе 1917-1918 гг.

Наиболее важные отрывки из него помещаются далее:
"Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: истоки, смысл, значение.
15 (28) августа 2017 года исполняется 100 лет со дня открытия в Москве Поместного Собора, изменившего принцип формирования и действия высшей церковной власти в России: на этом Соборе был избран, путём жребия, первый с 1700 года Всероссийский Патриарх – Святитель Тихон (Беллавин)... В 1906 году было открыто Предсоборное присутствие, которое обсуждало ряд важнейших вопросов – о высшем церковном управлении, составе будущего Собора, правах и обязанностях приходов, об усилении проповеди Православия и восстановлении благолепия богослужения. Однако, Присутствие столкнулось с рядом неразрешимых на тот момент вопросов: например, могут ли принимать участие в будущем соборе миряне и стоит ли им давать полноценное право голоса наряду с Архиереями, каковы права и обязанности прихода и пр. (приходской устав был впоследствии принят - в 1914 году, но споры и после этого продолжались). Поэтому, Государь-Страстотерпец Николай, видя неполезное для дела Церкви разномыслие, в 1907 году приостановил подготовку Собора до более благоприятного времени (к тому же, согласно некоторым мемуарным источникам,Св. Государь предлагал Себя будущему собору в качестве Патриарха, но архиереи промолчали - А.П.). В 1912 году Государь разрешил открытие Предсоборного совещания, которое сосредоточилось на вопросах о высшем церковном управлении: был принципиально положительно решён вопрос о восстановлении Патриаршества, обсужден вопрос о церковных округах. Однако, в момент достижения общего согласия, случилось непредвиденное: тяжело заболел и вскоре скончался Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), которого очень многие церковные деятели видели будущим Патриархом. Столь долго ожидаемое единомыслие вновь разрушилось. В 1913 году Император пригласил в Россию Антиохийского Патриарха Григория IV, который пробыл в нашей стране полгода – тем самым наше духовенство начало привыкать к патриаршему этикету и связанному с участием Патриарха особому порядку богослужения. Подготовка Собора продолжалась и в дальнейшем, однако, начавшаяся в 1914 году Отечественная война приостановила эту подготовку.
После февральского государственного переворота 1917 года был созван Предсоборный совет, на который сильно влиял «революционный обер-прокурор» Святейшего Синода Владимир Львов. Некоторые члены Совета и близкие к церковному управлению в то время люди (например, профессор Б.В. Титлинов) были настроены протестантски, они резко выступали против восстановления Патриаршества, пытались приобрести себе популярность за счёт ослабления дисциплины в семинариях и монастырях, облегчения разводов, устранения архиереев от реального управления духовенством, перераспределения церковных доходов в пользу низшего клира и т.д. Однако, летом 1917 года их влияние стало падать, поскольку церковный народ, с Божией помощью, распознал в них тех, кто готов предать православные традиции ради достижения сиюминутных политических и личных выгод. Переломным моментом стал закон 20 июня 1917 года, ущемляющий права церковно-приходских школ. Лозунг Временного правительства «Свободная церковь в свободном государстве» оказался пустым звуком. Церковный народ летом 1917 года избрал членами Собора людей, решительно защищавших идеалы Святой Руси и, в частности, восстановление Патриаршества. В состав Собора входили 564 члена, в том числе 227 — от иерархии и духовенства: 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства, 20 монахов (архимандритов, игуменов и иеромонахов), 299 — от мирян. В работе Собора принимал участие цвет тогдашнего научного сообщества из Москвы, Петрограда, Киева и Одессы: профессора В.З. Завитневич, В.Н. Бенешевич, А.И. Соболевский, М.Д. Приселков, князь Е.Н. Трубецкой, крупнейший специалист по древнерусскому искусству Н.П. Лихачёв; и вместе с ними – крестьяне из русской глубинки, сельские священники, в том числе беженцы из западных губерний и представители отдалённейших областей – Камчатки, Закаспийского края, Сухумской области. Активнейшими участниками заседаний Собора и его отделов были Новомученики и исповедники Российские - убиенные в недалёком будущем безбожниками Митрополит Владимир (Богоявленский), Архиепископ Серафим (Чичагов), Архиепископ Митрофан (Краснопольский), Архиепископ Кирилл (Смирнов), Епископ Ефрем (Кузнецов), священномученики - пастыри: Александр Хотовицкий, Илия Громогласов, будущий архимандрит Сергий (Шеин), будущий Архиепископ Верейский Илларион (Троицкий). Митрополиту Антонию (Храповицкому) и Архиепископу Анастасию (Грибановскому), постоянно выступавшим на заседаниях Собора, предстояло в будущем возглавить Русскую Православную Церковь Заграницей.
Вот что говорил о значении Собора св. Александр Хотовицкий на заседании 27 сентября 1917 года: «Для чего мы сюда собрались? Чтобы беречь Святую Православную Церковь, чтобы охранять нашу православную веру, чтобы спасти от расхищения православное наследие Святой Руси, чтобы создать условия, благоприятствующие обновлению жизни церковной и общественной и утверждению последней на началах христианства» (Деяния… Собора. Т.3. 1994. С. 79).
Тот идеал христианского государства и общества, который соответствовал чаяниям соборян, пришёл в непримиримое противоречие с планами создания внеконфессиональной республики по образцу Франции и Северо-Американских штатов, - планами, которые вынашивало Временное правительство. Это достаточно отчётливо выяснилось на встрече делегации Собора с А.Ф. Керенским 11 октября 1917 года. Участник встречи Архиепископ Тамбовский Кирилл пришёл к выводу, что «Идеология, развиваемая соборными рассуждениями, не может быть воспринята правительственным разумом существующего государственного строя» (Там же. С. 245).
Позицию многих рядовых участников Собора выразил Д.И. Волков: «Относительно патриаршества я имел сильные сомнения… но все эти сомнения я имел лишь до выслушания сегодняшнего доклада делегации, ездившей в Петроград к Временному Правительству с поручениями Собора… Я увидел, что Церковь остаётся предоставленной самой себе и должна иметь своего крепкого защитника и покровителя. В патриаршестве теперь только и может быть делу Церкви и Православной вере спасение» (С. 270).
11 октября 1917 года Архиепископ Астраханский Митрофан произнёс речь, в которой подвёл итоги обсуждения вопроса о патриаршестве в отделе о высшем церковном управлении. Святитель недвусмысленно высказался в пользу восстановления Патриаршества. До 28 октября продолжались споры, в итоге Собор высказался за восстановление Патриаршества. К тому времени правительство Керенского пало, страна начала погружаться в состояние хаоса и безвластия. Однако, Собору удалось провести выборы Патриарха. Были избраны три кандидата: Митрополит Антоний (Храповицкий), Митрополит Арсений (Стадницкий) и Митрополит Тихон (Беллавин). Преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни, к 1917 году потерявший зрение, должен был тянуть жребий, и по воле Божией первым Патриархом Всероссийским с 1700 года стал Святитель Тихон".
Tags: Новомученики, Поместный собор 1917 г., Святая Русь, Царственные Мученики
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author