barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Сирийская перспектива Севастопольской обороны: прекрасно увязаны Крым, Балканы и Сирия.

Из статьи в русском либеральном журнале за 1861 г.
«После мусульман многочисленнее прочих в Сирии христиане: их считают здесь от 600 до 800 тысяч душ. Это – обломки разных христианских государств, существовавших на почве Сирии (фактически имеются в виду Византия IV-XI веков и государства крестоносцев- А.П.). В Сирии можно встретить едва ли не все христианские исповедания и секты. Большая часть христиан живёт в приморских и торговых городах, или в горах и в долинах между ними, и принадлежит к латинской и греческой (православной – А.П.) церквам. В отдалённых от Ливана деревнях христиане встречаются только несколькими семействами. Одним покровительствует Франция со времён присоединения маронитов к престолу Св. Петра, другим – Россия…
Положение христиан в Дамаске сделалось … хуже со времени назначения там политическим агентом Садека-Эффенди; агент турецкого правительства старался ослабить их значение всеми зависящими от него средствами. Образ его действий был одобряем, как губернатором города Ахмед-Агой, так и меджлисами и главами городского управления, что, конечно, внушило и мусульманам и друзам ещё большее презрение к христианам. В то же время, с другой стороны, туземные христиане требовали осуществления обещанного равенства» (согласно султанскому рескрипту 1856 г. – А.П.)… Война между турецким правительством и христианской державой (Крымская война 1853-1856 гг. – А.П.) , точно так же, как и война между друзами и маронитами, произвели во всём мухаммеданском Дамаске неприятную возбуждённость, которая выражалась в гонении и дурном обращении с христианами.
18 февраля 1856 года (султан) Абдул-Меджид, вследствие настояния великих европейских держав, издал гатти-гуммаюн (хатт-и-хумайюн, Гюльханейский рескрипт), в котором было объявлено равенство прав его христианских подданных… Министры, вместо того, чтобы стать во главе реформы, которую они обнародовали в каком-то забытьи, сами, на другой же день после утверждения её на конгрессе (принятие манифеста было делом рук английского представителя на переговорах о прекращении Крымской войны, англичанами отчасти составлялся и текст манифеста – А.П.), хотели её уничтожения. В их руках была власть, народ, тайно возмущаемый отсталыми властями и сам недовольный сравнением своих прав с правами «гяуров», естественно мог представить поводы для уничтожения данных обязательств. Скоро вспыхнули возмущения в Черногории, Боснии, Герцеговине, и Европа увидела, что она имела дело «не с разрушающейся цивилизацией, а с варварством». До сих пор христиане – невольники, данники – могли, по крайней мере, спокойно жить, заплатив дань. Затаённая вражда турок, накоплявшаяся так долго, теперь выражается грабительством, насилием, убийством, власти только поддерживают этот глухой протест мусульманского населения. И если жертвы жаловались, то им отвечали в роде того, как Камиль-паша депутатам от христиан Туцлы (Тузлы, в Боснии – А.П.): «Турки … обладатели Боснии и никто не может ограничить их власть. Всегда так было и так будет: турки останутся повелителями, а райи останутся райами («райя» - «стадо», презрительное наименование христиан в Порте – А.П.), как они и всегда были»…
Х-вский Н. Сирийский вопрос.// Отечественные записки. – 1861.-Т. 134. №1-2. С.460- 470.
Tags: Византия жива, Русская Таврия, Сербская Держава на Дрине
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author