barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Дейр-эз-Зор в ноябре 1872 года

"Теперь приступим к Деиру. Город этот весьма невзрачен; состоит он из глиняных хижин с узкими, угловатыми, в дождливое время бездонными улицами. Число жителей простирается до 3000; они состоят главным образом из турок и небольшого числа арабов, затем - из переселённых черкесов ("мухаджиров" - переселенцев с Кавказа, покинувших его после окончательного присоединения региона к Российской Империи, мухаджиры жили по всей Османской империи, от Косовского вилайета до Иордании, включая и Сирию - А.П.), которые, как и около Хомса, занимают отдельный квартал вне города. Гарнизон состоит из одного полка пехоты и полубатареи; они занимают большое одноэтажное строение на самом берегу Евфрата, служащее казармой; там же помещается квартира военного губернатора. Деир занят турецкими войсками только несколько лет тому назад: при занятии этой местности Арслан-паша (мутесарриф - правитель области (санджака) Деир и Зор в 1870-1878 гг., очистивший регион от кочевых банд - А.П. ) так устрашил арабов, что они и по сию пору боятся имени его...
Возле казармы находятся лавки, а к югу от них строится новая часть города уже по плану, и дома стоят друг к другу уже под прямым углом... Единственная, находящаяся здесь, мечеть уже очень ветха, а минарет заметно покачнулся набок. Всё богатство Деира состоит в плантациях хлопка и табаку, в огородах и полях, засеянных рисом, - всё это находится на острове Евфрата, куда ведёт мост. Орошение производится большими водочерпательными колёсами, которое переливает воду из реки в канавы; посреди же острова вода поднимается из колодцев... Пространство между Тедмуром (Тадмором) и Деиром было пройдено в 5 дней". Путешественники шли через Сухнэ - очевидно, дорога, по которой в 2017 году прошли сирийские части для осуществления деблокады, существовала и в XIX веке. Автор путевого дневника упоминает о распространении ваххабизма среди арабов вблизи города - понятно, что ИГИЛ нашло своих сторонников в провинции. Понятно и то, почему младотурецкое правительство отправляло армян именно в Деир-эз-Зор (Тер-Зор): учитывая нахождение там фанатиков-мухаджиров и ваххабитов, младотурки рассчитывали, что армянам никто не поможет выжить, а уничтожение армян будет воспринято местным населением "позитивно". Однако, за XIX - XX века у жителей Деир-эз-Зора сложилось уже мировоззрение, характерное для модернизированного и урбанизированного общества, и возвращение к "патриархальному укладу" (безпросветной бедности и полукочевому образу жизни) горожанами в 2011-2012 гг. было отвергнуто. (Экспедиция инженера Иосифа Черника для исследования в техническом отношении бассейнов Евфрата и Тигра, а также описание путей, пройденных по северной Сирии. Тифлис. 1879. С. 29-30).
Tags: В защиту Сирии, Победа, Русско-сирийские связи
Subscribe

  • Василий Лановой о единстве нашем с Белой Русью

    Лановой не устает говорить о духовности, о любви к Родине, о проблемах нравственного воспитания. Он убежден, что без восстановления нравственности,…

  • С Новолетием!

    Вот и наступил для Великой России - Святой Руси, прикровенной снегом и, весьма часто, человеческим забвением, новый, 2021 год от Рождества Христова.…

  • Житийная икона Святителя Николая

    Фотокопия 1970-х годов с линогравюоры (?) XIX века. Архив автора. Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас!

Comments for this post were disabled by the author