barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Святые дня: Пребудь в терпении, и уповании...

Оригинал взят у ieris_m в Святые дня: Пребудь в терпении, и уповании...
Священномученик Вениамин, епископ Романовский

Священномученик Вениамин, епископ Романовский, викарий Ярославской епархии – в миру Василий Константинович Воскресенский - родился 15 января 1871 года в селе Переславцево Угличского уезда Ярославской губернии в многодетной семье священника, подвизавшегося на ниве народного образования.



Начальное образование будущий священномученик получил в школе, которую основал его отец и которая располагалась в их доме.Василий с детства пел на клиросе, а в годы учебы в семинарии нес послушание регента хора. Он окончил Духовное училище, в 1892 году - Ярославскую Духовную Семинарию, в 1896 году – Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1898 году Василий Константинович был назначен инспектором Кутаисской Духовной Семинарии, где также преподавал русскую литературу и историю. В 1901 году он был переведен в Тифлисскую Духовную Семинарию и в Тифлисе окончил императорское музыкальное училище по классу теории музыки. В 1908 году Василий Воскресенский был назначен преподавателем Вятской Духовной Семинарии, через год переведен в Вологодскую семинарию. С 1911 года - преподаватель Священного Писания Ярославской Духовной семинарии, где также руководил семинарским хором. Он принял деятельное участие в учреждении стипендии для бедных студентов семинарии, участвовал в развернувшейся в церковной прессе полемике о богослужебном пении: должен ли церковный хор состоять из профессиональных певцов или нужно стремиться к общенародному пению, быть ли церковным напевам унифицированными или сохранить местные различия? Василий Воскресенский отстаивал ценность местных традиций, считал, что церковное пение должно возводить души молящихся к высоким предметам богослужения. Помимо организации хора в семинарии он создал церковный хор в родном селе Переславцеве. В 1915 году Ярославский архиепископ святитель Агафангел (Преображенский) организовал проповеднический кружок, в который пригласил наиболее авторитетных и талантливых пастырей-проповедников, преподавателей семинарии, в том числе и Василия Воскресенского. На участниках кружка лежала обязанность произносить проповеди за богослужениями. С 1916 года Василий Воскресенский в течение 3 лет преподавал в Ярославской железнодорожной школе, в том же году был назначен членом издательского отдела епархиального просветительского братства святителя Димитрия, в начале 1917 года ему было поручено принять участие в разработке проекта нового устава братства. В 1918 году семинария была закрыта. 1 октября 1919 года Василий Константинович был принят учителем в 1-ю светскую общеобразовательную школу 2-й ступени Волжского района. Преподавал в старших классах русскую литературу, в младших - пение. В 1919 году собрание духовенства и мирян Ярославской епархии избрало его членом епархиального совета от мирян.
4 июня 1921 года съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал Василия Константиновича Воскресенского кандидатом на открывающуюся викарную кафедру епископа Романовского. По представлению святителя Агафангела, митрополита Ярославского, это избрание было утверждено св. Патриархом Тихоном. В том же году он был пострижен в монашество с именем Вениамин и 9 октября хиротонисан во епископа Романовского, викария Ярославской епархии (позже викариатство было переименовано в Тутаевское). Епископ Вениамин стал одним из ближайших помощников митрополита Агафангела. Верующими он почитался как ревностный архиерей, молитвенник, старец, прозорливец и имел много духовных чад.
В 1922 году в Ярославле было организовано обновленческое епархиальное управление, развернувшее активную деятельность. В июне 1922 года ОГПУ арестовало митрополита Агафангела, надеясь, что вся церковная власть в епархии перейдет к обновленцам. Однако православное духовенство осудило раскольников и в многочисленных письмах и прошениях заявляло о подчинении Романовскому епископу. Вскоре Владыка Вениамин был арестован («за хранение штампов и бланков» - видимо, тех духовных заведений, сотрудником которых он являлся до революции) и заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках. 15 октября 1922 года в Ярославле состоялось собрание духовенства и мирян, в котором приняло участие более 3 тысяч человек. Собрание заявило о своей верности Православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признать правящим епископом Вениамина Романовского. Несмотря на то, что епископ находился в тюрьме, власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать этого не смогли. Владыка был осужден по ложному обвинению в «использовании религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти» и приговорен к 7 годам лишения свободы. В 1926 году, по амнистии к 5-летию советской власти епископ Вениамин был освобожден и возвратился на кафедру. С 1926 года - епископ Тутаевский и в.у. Рыбинским викариатством.
Владыка возобновил служение, часто посещал сельские приходы своего викариатства, везде произносил проповеди. Для усиления проповеднической деятельности, в которой теперь из-за отсутствия школ сосредоточилось все христианское просвещение, он брал с собой во время объездов викариатства наиболее одаренных проповедников. Во время одной из поездок вечером 12 июня 1927 года владыка Вениамин был арестован в городе Пошехонье и заключен сначала в пошехонскую, а затем в ярославскую тюрьму. По словам архимандрита Павла (Груздева), по пути в Ярославль конвоиры епископа Вениамина задержались в Тутаеве, где водили его по улицам, предварительно обрив наполовину голову, осыпая оскорблениями и побоями.



23 сентября 1927 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ Владыка Вениамин был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан с последующим лишением права проживания в центральных областях и прикреплением к определенному месту жительства на 3 года. Этап длился 4 месяца. Срок он отбывал сначала в поселке Джамбейта Уральского округа. Во время заключения перенес инсульт с парализацией правой стороны тела. Осенью 1928 года переведен в село Каратюбе, удаленное от ближайшей железнодорожной станции на 241 км.
В ссылке епископ Вениамин поддерживал активную переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие административные проблемы. В связи со смущением, возникшим после публикации Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Священным Синодом «Декларации» 1927 года, Владыка Вениамин, разъясняя пастве свою позицию, в 1928 году писал из ссылки: «Каноны говорят: нельзя Предстоятеля Церкви судить без суда Церкви. Если его пока нет, то пребудь в терпении, и уповании, и чаянии грядущего суда; он будет или через Собор или, по невозможности его, через консенсус, какой состоялся об обновленцах. Митрополит Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митрополиту Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с Декларацией... Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не «мирюсь» и не «соглашаюсь» с митрополитом Сергием и считаю его виновным, а просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. Кто поступает лучше - предоставляю решить церковному сознанию».
В конце 1929 года в Тутаеве, как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма Владыки Вениамина, изъятые при арестах. Следствие, составляя обвинительное заключение, 18 февраля 1930 года сделало вывод о необходимости «привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки». В марте 1930 года в ОГПУ в городе Уральске было начато дело против духовенства Михаило-Архангельского собора и верующих. 30 марта 1930 года Владыка был вызван из Каратюбе и 4 апреля доставлен в Уральский политизолятор. По тому же делу арестовали еще 29 человек. Владыку, как епископа, ОГПУ сделало главным обвиняемым по делу. Протоколы допросов так отразили позицию Владыки по сути предъявленного ему обвинения в "агитации среди заключенных" и "руководстве контрреволюционной церковной организацией в Каратюбе": «Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство - два разных института».
Следствие продолжалось около года, доказательств "вины" не нашлось и дело епископа Вениамина приобщили к делу "ИПЦ", обвинив его в сотрудничестве с лицами, которых он никогда не видел и церковную позицию которых не разделял.
16 марта 1931 года он был обвинен в принадлежности к "организации Истинно-Православная Церковь", возглавлявшейся Гдовским епископом Димитрием (Любимовым) и заключен в лагерь близ Красноводска. % октября 1932 года скончался в лагере.
(По другой версии, 10 октября 1931 года был приговорен к 10 годам ИТЛ, однако приговор не мог быть исполнен, т. к. Владыка Вениамин скончался находясь в тюремной больнице.)
Священномученик Вениамин был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.

Иточники:
Все мы - Христовы. Священнослужители и миряне земли ярославской, пострадавшие за веру Православную в гонениях 1918 - 1953 годов. Кратие биографические сведения. Ч. 1: А-Л. Ярославская митрополия РПЦ, 2017. С.188-191.
База данный ПСТГУ.

Tags: Новомученики
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author