barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Сегодня участвовал в Ушаковской конференции в Лисках.



Отрывок из моего доклада.

При пленении турецких кораблей в войну 1787-1791 гг. Феодор Ушаков послужил делу освобождения христианских рабов – греков и армян – из галерного плена, почти равносильного смерти.
Будучи с 1789 года начальствующим над Севастопольским портом, Св. Феодор расширил и укрепил Никольский собор, бывший до этого скорее часовней.
В том же году далеко от севастопольского рейда, в Париже, начались события, кардинальным образом изменившие судьбу Ушакова и навсегда связавшие его с делом борьбы за православное будущее Эллады.
17 (по др. данным 18) октября 1797 года, после заключения Кампоформийского мира между Австрией и Францией, настал последний час Венецианской республики. Тысяча лет истории, десятки дожей, сменявших друг друга вопреки историческим катаклизмам – казалось, история Венеции будет вечной. Но революционный пожар, вспыхнувший в Париже, уничтожил одну из старейших в Европе республик ради торжества новой республики, становящейся почти всемирной... впрочем, и эта республика не знала ещё, что отсчитывает последние свои годы. Кампоформийский мир в очередной раз поделил Балканы и греческие земли – Бока Которская, давшая России многих моряков, досталась Австрии, а Ионические острова – Франции. В том же 1797 году, 17 сентября, русский консул на Закинфе (Занте), Загурский, был арестован и отправлен французами на Корфу, хотя в то время войны между Россией и Францией не было – она начнётся только в следующем году.
Французы быстро начали устанавливать на островах свои порядки – сожгли православный монастырь Богородицы Платитера (в 1798 году), начали притеснять дворян и духовенство, хотя именно благодаря последнему греческий народ островов не превратился за полтысячелетия господства Венеции в итальянцев, и т.д. Впрочем, простому народу не досталось ничего, кроме обещаний «свободы, равенства и братства». Жители островов начинают организовывать тайные антифранцузские комитеты, связанные через Фанар и Валахию с Петербургом.
Однако, на Ионические острова точили зубы и Австрия, и Англия. Адмирал Горацио Нельсон, игравший роль злого рока по отношению к Ушакову, даже составил манифест к жителям островов, в котором обещал «избавить добрый народ от тиранства и угнетения». О защите христианства Нельсон не вспоминал – в «просвещённой» Англии об этом не принято было говорить. Может быть, поэтому, осознавая напрасность своих усилий поднять корфиотов за абстрактную «свободу» против абстрактной «тирании», Нельсон и не отправил воззвание по назначению. А может быть, просто-напросто корабли Ушакова на сей раз оказались быстрее кораблей Нельсона...
Во всяком случае, наш святой адмирал в своём обращении к жителям островов о вере Христовой не забыл.
Ушаков прибыл с собственным воззванием о защите христианской веры, и с посланием от Вселенского Патриарха – в будущем мученика Григория V, который рекомендовал христианам Ионических островов принять русско-османские войска, чтобы свергнуть раз и навсегда «иго вольномыслия и атеизма», наложенное революционной Францией.
С. 25 сентября по 2 ноября отряд Ушакова освободил от французов острова Цериго, Занте, Кефалонию и Санта-Мауру. Жители Санта-Мауры всеми силами помогали русскому десанту ( которым командовал молодой Дмитрий Николаевич Сенявин), и 2 ноября 1798 года французский гарнизон капитулировал, передав знамя ушаковскому отряду. Русские потеряли всего 2 человек убитыми (французы – 34). Интересно, что с 25 сентября 1798 года император Павел I разрешил принимать греков на русскую службу, и многие воспользовались этим приглашением. На Св. Мавре был установлен караул с участием и славян – очевидно, сербов.
20 февраля 1799 года прекратил сопротивление гарнизон первоклассной венецианской крепости на острове Керкира (Корфу). 22 февраля «Главнокомандующий с флагманами и командирами русских судов съехал на берег, для слушания благодарственного молебствия в церкви Св. Чудотворца Спиридония, и был торжественно встречен народом... Повсюду ... развевались русские военные флаги, колокольный звон и ружейная пальба не умолкали». 27 марта 1799 года сам Адмирал (только что произведённый Императором Павлом I в этот чин за освобождение «венецианских островов») подставил плечо под массивную гробницу с мощами Св. Спиридона – покровителя острова, их обнесли вокруг крепостных стен. Это было подлинное торжество православия после многих веков венецианского и османского угнетения греческого народа! Позаботился наш адмирал и о мощах Св. Николая в Бари: «12 мая (1799 г.), снявшись с якоря, пошли мы к Бари, - писал капитан Сорокин Ушакову. - И лишь жители сего города увидели паруса наши, то отправили ко мне депутацию, по принятии коей выслан был на берег самый малый отряд, и не прошло двух дней, как уже приведены были к присяге все города сей области».
Феодор Ушаков – не только создатель первого после падения Константинополя греческого государства – Республики Семи островов, но и возобновитель православной иерархии на Корфу, упразднённой не позднее 1730-х годов, при переходе греческого духовенства в венецианских владениях под власть папы.
Первым православным епископом Корфу после долгого перерыва стал митрополит Керкирский Иерофей (Джованни Батиста Цигало, по-гречески Иоаннис Кигалас, 1800 – 1813 гг). Следует учесть, что в то время на Корфу прибывали из Италии беженцы, в том числе католические епископы – здесь и пригодилось Св. Феодору его дипломатическое искусство. «В 1800 году русские, занявшие Корфу с предыдущего года, воссоздают православный собор, а церковь входит в новый период процветания. Пожертвования умножаются. Чувство безопасности жителей растет, а население растет», - говорится в современном греческом справочнике о Корфу периода 1799-1807 гг.
В 1801 году митрополит Иерофей вновь открыл храм восстановленного при участии Ушакова монастыря Платитера. Но для самого Федора Федоровича, по возвращении в Россию, начинается путь незаслуженных обид и скорбей, которые он, согласно письму Александру I, принимал с «глубочайшим благоговением». Единственным утешением были известия об успехах учеников (того же строптивого Сенявина) в новой Русско-турецкой войне и в противостоянии с французами на море – да молитва в уединённом Санаксарском монастыре, родном с юности... В 1817 году, 2 (14) октября, Феодор Ушаков скончался. Но и спустя 50 лет, когда на землю Занте и Кефалонии ступит другой русский богатырь, изнурённый болезнью и недоброжелательством – Константин Сергеевич Аксаков – его сёстры в письмах домой будут выражать удивление: «Греки встретили нас очень радушно, не говоря уже о дворянах, очень рады русским»... Стяжи дух мирен, и рядом с тобою спасутся тысячи.

По книге Скаловского и др. источникам.
Tags: Св. Феодор Ушаков, краеведение, личное
Subscribe

  • Аξιος!

    Дамаск, 5 июня. Военнослужащие ВКС РФ совершили православный молебен на военном аэродроме в сирийской провинции Ракка. Службу провел помощник…

  • Православная Скальбия в Сирии.

    Два небольших города – Скальбия и Мхардия, населенных православными христианами, в 2011 году с началом войны в Сирии, оказались не по зубам боевикам…

  • Не всех в Греции удалось сломать (осень 2020 г.)!

    Протестующие проводят антинатовский митинг в Греции Несколько сотен протестующих прошли маршем по центру Афин во вторник, когда Генеральный секретарь…

Comments for this post were disabled by the author