barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Газета "Речь" (к.-д. партии) о событиях осени 1917 года: предчувствие катастрофы и паралич воли (2)

7 октября 1917 года один из постоянных авторов "Речи", весьма известный журналист С.С. Кондурушкин опубликовал статью "Что же делать?" (это было продолжение - статья выходила в нескольких номерах). В ней он едва ли не "по-веховски" громил "февралистов": "Пришла русская революция (февральская - А.П.), дико перевернула все понятия, как бы даже затмила самый народный инстинкт самосохранения... Напчинается братание на фронте, измена целых воинских частей... Пусть это не всеобщее настроение, пусть уже наступает отрезвление народа, но ведь именно в этих странных чувствах был восторг революции!
И именно народ, тот самый тёмный народ, который будто бы и есть основной деятель нашего разрушительства, именно он делает огромные усилия ума и воли, чтобы сбросить с себя это наваждение, освободиться от гнёта навязанных ему чужих и противоестественных мыслей.
Откуда пришли в нашу революцию эти чужие и даже противоестественные мысли?
Они внесены тёмной, книжной, сектантски слепой интеллигенцией, русской интеллигенцией... Она жадно впитывает в себя общие идеи человечества..., жадно тянется к отдалённейшим умозрительным целям человеческого развития, а в строительстве своей жизни не умеет сделать двух шагов". И далее - уже не новая мысль: социалистическая ("социальная") революция неизбежна, но "народ жестоко отомстит своим вождям".
Но, наряду с этими прискорбными признаниями, на страницах "Речи" звучали и вполне "февральские" дифирамбы "демократическому сознанию". Насколько либеральная интеллигенция не понимала Россию, насколько она "в строительстве своей жизни не умела сделать двух шагов", говорит статья В. Щеглова "По старому пути" в "Речи" за 5 октября 1917 года. Статья посвящена Поместному Собору Православной Российской Церкви. Автор привычно бросается либерально-антицерковными лозунгами: "Руководители церкви слишком политически слабо ориентируются... Им всё ещё мерещится старая государственная опека, они всё ещё не отрешились от мечты о реальной поддержке церкви со стороны государства... Тяжесть положения духовенства после революции сделала его мягким в руках политиканствующих церковников, которые грозят ему гонениями со стороны будущего строя... Церковь продолжает тянуться к государственности, забывая, что по существу нового строя их взаимоотношения должны быть иными, чем раньше... Дело личной уверенности, насколько патриаршество столкнётся с демократическим настроением народа... Ни на мученичество, ни на гонения церковь сейчас не может идти..." Это писалось за три недели до начала гонений - мученической кончины Св. Иоанна Царскосельского. Что же касается народного восприятия Патриаршества - сейчас всем известно, что верующий народ толпами собирался перед окнами Патриаршей кельи во время заточения Святителя Тихона, чтобы хоть краем глаза увидеть "надёжу-Патриарха" и тем укрепиться в отстаивании своей Веры...
Временное правительство, конечно, слушало Щеглова, а не Кондурушкина. Активно противодействовать восстановлению Патриаршества Керенские и Мартовы не могли не потому, что не хотели, а потому, что были не в состоянии. Они и себя защитить были не в состоянии, не то, что защитить или, наоборот, "реформировать" Церковь и государство.

А.П.
Tags: Одоление смуты, средний европеец как орудие разрушения
Subscribe

  • Аξιος!

    Дамаск, 5 июня. Военнослужащие ВКС РФ совершили православный молебен на военном аэродроме в сирийской провинции Ракка. Службу провел помощник…

  • Карел Крамарж: "Россия должна жить и дышать!" (1 марта 1921 года)

    Листаю гласило Сербской Народной Радикальной партии, "Заставу". Интервью Крамаржа, премьера Чехо-Словакии. "Россия должна иметь выход в Чёрное море…

  • Егор Холмогоров: Варварство осознало себя

    Варварство осознало себя, философски сформулировало, получило кафедры в университетах и будет теперь менторским тоном варваризировать цивилизацию.…

Comments for this post were disabled by the author