barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Нравственный идеал славянофилов: постановка проблемы

Для того, чтобы сформулировать научную проблему, которая, как мне представляется, имеет значение в процессе "узнавания" славянофильства, то есть, знакомства с опытом (главным образом) предыдущих эпох нашего национального самопознания, необходимо напомнить основные нравственные принципы славянофильства, не менявшиеся на всём протяжении истории этого идейного течения - от ранней эпохи (1839-1861) через позднее славянофильство (1870-1890-е гг.) к неославянофильству (1902-1921 гг.)
Первый принцип: русский народ, как христианский и славянский, является самобытной нравственной личностью.
Второй принцип: восточное христианство не уничтожило ростки нравственного самосознания среди предков русских, а помогло им развиться в целостное учение, изложенное в монастырской литературе и народной поэзии, воплощённое в лучших образцах героических поступков святых и богатырей Древней Руси. Западное христианство, из-за ряда субъективных и объективных причин, исказило нравственный облик западных славян, наиболее выразительным примером чего является история Польши.
Третий принцип: реформы Петра I привнесли в народную личность разделение: "голова" (элита) отделилась от тела (народа) и усвоила европейские этические принципы, которые противоречат народной этике. Ярче всего выразил эту мысль К.С. Аксаков в известном рассуждении о "народе и публике" 1857 года. Общая мысль: "народ и образованное сословие как будто раззнакомились".
Четвёртый принцип: славянофилы, как люди европейски образованные (И. Киреевский был лично знаком с Гегелем), должны послужить своим талантом народу, для того, чтобы раскрыть его нравственные принципы и законы при помощи философских построений современности (тогда это был, конечно, XIX век). Философский инструментарий меняется со временем (И. Киреевский раскрыл эту эволюцию в одном из своих сочинений), нравственность не нуждается в изменениях, её только нужно защищать (поэтому "консервативно-охранительный" элемент в славянофильстве был всегда, с момента его появления на свет).
Пока славянофилы стояли на почве метафизической, шире - философской, их задача была сравнительно простой: западную этику разума (голой рациональности) противопоставить русской этике сердца (П.Д. Юркевич). Но стоило им перенестись на почву исторической критики (В.И. Ламанский), как выяснилось, что восточное и западное славянство разделяет соперничество двух этических систем, одинаково претендующих на универсальность. И здесь, в момент осознания этого факта, появилась настоящая проблема.

А.П.
Tags: славянофильская критика
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author