barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Глас Сербского Космета


 Епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавльевич),
Анатолий Степанов
5.07.2009 

Храните Православие!
Беседа главного редактора "Русской линии" Анатолия Степанова с епископом Рашко-Призренским и Косовско-Метохийским Артемием

Недавно по приглашению белградского Института политических исследований я побывал в Сербии. Среди множества встреч, которые состоялись с учеными и политиками, церковными и общественными деятелями, самой важной, пожалуй, была встреча с известным не только в Сербии, но и в России архипастырем, окормляющим народ Божий в одном из самых опасных для жизни православного человека регионе – епископом Рашко-Призренским и Косовско-Метохийским Артемием (Радосавльевичем). Владыка принял нас в своей скромной келье в Белграде (у наших столичных протоиереев кельи куда шикарнее). Говорил по-русски (хорошо знает русский язык!), только иногда, когда сильно волновался, не мог сразу подобрать соответствующего русского понятия. Хотя беседа была короткой, около часа, мы успели поговорить о многом. Эту беседу сегодня я предлагаю вниманию наших читателей. Анатолий Степанов

- Ваше Преосвященство, мы в России с тревогой следим за ситуацией в сербском крае Косово и Метохия, насильственно отторгнутом от Сербии. В Косово находятся не только сербские святыни, но и живут православные сербы, Ваша паства. Расскажите о нынешней ситуации в Косово.

Епископ Рашско-Призренский Артемий – Уже 10 лет прошло с тех пор, как мы живем в нечеловеческих условиях. Мы уже к этому привыкли. Сербы, живущие в Косово, лишены всех человеческих прав, даже права свободного передвижения. Со времени начала американской агрессии разрушены более 150 православных церквей и монастырей, 250 тысяч сербов изгнаны из Косово и Метохии. Это – моя паства, она разбросана по всей Сербии. Однако и сегодня на территории края остаются около 130 тысяч сербов, которые живут как на островках среди моря албанского населения. Жизнь православных сербов находится постоянно под угрозой. Даже мы, православные священнослужители, для выполнения своих обязанностей вынуждены перемещаться по Косово в сопровождении международных полицейских сил, переезжая от монастыря к монастырю на бронированных машинах. Мы не можем без риска для жизни выехать и въехать в Косово. За два дня до выезда или въезда мы вынуждены заказывать конвой.

Ситуация противоестественная: сердце Сербии является оккупированной территорией. Но сербский народ никогда не признает независимости Косово. Албанцы получили право на независимость путем оккупации, но, как известно из истории, оккупация никогда не решает проблем. Так что это только временное состояние. В истории Сербии было много оккупаций.

С каждым днем жизнь в Косово и Метохии становится все сложнее. Косово представляет собой квазигосударство. Местные власти и жители пытаются осложнить жизнь сербам: отключают электроэнергию, не пропускают гуманитарную помощь, добиваясь, чтобы она шла не напрямую сербам, а через власти Приштины. Таким образом они хотят добиться признания своего государства. Их действия направлены на выдавливание сербов из Косова. Никто из албанцев не был привлечен к суду за убийства сербов, за разрушение храмов, хотя все знают, кто это делал. Словом, этническая чистка продолжается.

Ситуация в Косово – вопиющий факт. Ведь в Европе после II мировой войны не было подобных прецедентов этнических чисток. И это происходит несмотря на присутствие войск международных сил. Запад, и особенно США, делают это сознательно, поскольку любыми средствами стремятся утвердить независимость Косово. Они преследовали эту цель с самого начала разрушения Югославии, ради этой цели проводилась и 78-дневная варварская бомбардировка.

- Владыка, недавно Вы не дали благословения вице-президенту США Джозефу Байдену, совершавшему визит в Сербию и на Балканы, посетить монастырь Высокие Дечаны. Этот Ваш поступок наделал много шума в Сербии и мире. Почему Вы так поступили?

– Потому что «миротворчество» Байдена – это лукавство. Все эти проблемы возникли по вине Байдена, по вине США. Он приехал не решать проблемы, а осложнять ситуацию. Итогом его визита станет новый нажим на нас. Байден предложил лукавую формулу официальному Белграду: мол, можете не признавать Косово, но не мешайте другим признавать. И, судя по всему, эту формулу в Белграде готовы принять. Мы недовольны действиями наших официальных властей, поскольку они не предпринимает достаточных усилий, чтобы сербы жили в мире.

От международного же сообщества мы ожидаем только одного, – чтобы нас оставили в покое, чтобы нам дали возможность спокойно жить, чтобы была выполнена, наконец, резолюция 1244 Организации Объединенных Наций (резолюция 1244 была принята Советом Безопасности ООН 10 июня 1999 г.; она провозглашала принципы территориальной целостности Союзной Республики Югославии и автономии Косова – РЛ), чтобы Косово осталось в составе Сербии, чтобы все население Косово жило в безопасности, а это возможно только тогда, когда в Косово вернутся сербская полиция и армия. Только так будет создано многоконфессиональное общество… Но они (США и Запад – РЛ) этого не сделали и никогда не сделают.

- Власти самопровозглашенного государства Косово пытаются представить его оазисом благополучия, демократии и спокойствия, утверждают, что туда возвращаются беженцы. Действительно ли власти Косово способствуют возвращению сербских беженцев? Какова демографическая ситуация среди сербского населения Косово?

– Думаю, что в Косово вернулись не больше 2 процентов сербов, изгнанных с родных земель. Если процесс будет идти такими темпами, то окончательное возвращение сербов произойдет лет через 150… Вообще возвращение сербов в Косово – это миф. На самом деле не прекращается выдавливание сербов. Исход сербов из Косово продолжается.
Что касается демографической ситуации, то в Косово много православных многодетных семей. Я думаю, что это здоровая реакция народного организма. Надо понимать, что малодетность – это плод деятельности коммунистической власти, которая убивала веру в Бога. Сначала должно произойти духовное возрождение, а потом уже наступит биологическое.

- Сербские газеты сейчас много пишут о конфликте вокруг православно-миссионерского реабилитационного центра для наркоманов при монастыре «Црна река» Вашей епархии. «Русская линия» сообщала об этом конфликте своим читателям. Какова подоплека этой информационной кампании?

– Мы уже дали все необходимые разъяснения для СМИ. Священник Бранислав Перанович отстранен от работы в центре. Однако возникает закономерный вопрос: события, о которых идет речь, произошли три года назад, почему надо было так долго ждать? Почему это вытащили на свет только сейчас? Я думаю, что это давление на меня в связи с последними событиями (визит вице-президента США Дж.Байдена в Косово – РЛ).

- Владыка только что завершился Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви. В СМИ много разных, порой противоречивых оценок. Не могли бы Вы прокомментировать итоги Собора.

– Я бы не хотел это комментировать.

- В последнее время активно обсуждается вопрос о необходимости созыва Всеправославного собора. Что Вы думаете по этому поводу?

– Всеправославный собор был бы желателен, если бы было ясное понимание, для какой цели он собирается. В этом важном деле спешка не нужна. В связи с этим нелишне вспомнить обращение Иустина (Поповича) «По поводу созыва "Великого Собора Православной Церкви"». Опасения и тревоги отца Иустина звучат и сегодня весьма актуально. Мы видим, что Константинополь стремится захватить всю ойкумену. Поэтому суета и спешка с созывом Собора идет на пользу Константинополю и в ущерб Православию.

- Еще одна тема, которая находится сейчас в центре внимания православной общественности – вопрос о сотрудничестве Православных Церквей с Римо-католической церковью. Каким должно быть отношение к Ватикану?

– К сожалению, многие православные утеряли чувство меры в вопросе о сотрудничестве с Ватиканом. Нам необходимо помнить границы в отношениях с католической церковью. Они ведь установлены Святыми Отцами. Сотрудничество возможно только по частным вопросам. В противном случае возникает опасность признания католической церкви. Посмотрите, сначала католики выдвинули тезис о церквях-сестрах. А сейчас уже речь идет о Православной церкви как о дочери церкви католической. Мы должны помнить, что Римский Папа находится вне Церкви. Нельзя говорить о его главенстве, ибо это равносильно предательству Православия.

- Многих верующих в России беспокоит участие Православных Церквей во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ). Каково Ваше отношение к этой проблеме?

– Изначально членство Православной Церкви в ВСЦ было ошибкой. Ведь тем самым признается существование других церквей. Еще 12 лет назад я предлагал, чтобы Сербская Православная Церковь вышла из ВСЦ. К сожалению, меня не послушали…

- Что бы Вы пожелали читателям «Русской линии», всем русским православным людям?

– Храните Православие. Это самое важное в жизни.

http://www.rusk.ru/st.php?idar=105801

Tags: панславизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments