barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

К 25-летию независимости Словацкой республики


Людевит Штур (1815-1856) - величайший словацкий мыслитель и один из важнейших деятелей славянского освободительного движения XIX века. Если словацкий народ, при крайне неблагоприятных условиях (отсутствие признанных границ, алфавита и литературного языка, утверждённого перевода Библии, официальной столицы и даже названия - за пределами Австрии Словакию знали тогда только как "Верхнюю Венгрию") сумел дать мiру такого великого человека - значит, есть надежда, что такое рождение повторится и мечты Штура исполнятся.
"В виду исполнившегося столетнего юбилея со дня рождения словацкого писателя Людевита Штура (отмеченного с запозданием из-за войны - А.П.) Славянское общество посвятило памяти его особое заседание, в котором академик И.С.Пальмов прочитал обстоятельный доклад о жизни и деятельности этого идеолога западного панславизма. Докладчик остановился главным образом на известном сочинении Штура «Славянство, как мир будущего», переведённом В.И.Ламанским на русский язык и выдержавшем недавно повторное издание, вышедшее с предисловием профессора К.Я.Грота. В этом сочинении, написанном ещё в 60-х годах прошлого столетия, Штуром предуказана та роль, которая самой историей возложена на Россию в славянском строительстве. Штур доказал уже тогда полную несостоятельность идеи австро-славизма и идеи федерации независимых славянских государств без России, помимо России или против неё. Штур видел в кирилло-мефодиевской теории главную вероисповедную спайку для всех славянских народов. Эта проповедь его, по рождению протестанта, имела громадное значение для возрождения гуситского движения среди чехов и словаков и вызвала массовые возвращения как чешского и словацкого простонародия, так и интеллигентных групп в Кирилло-Мефодиевскую православную церковь. Точно так же Штур считал русский язык первородным сыном древнего церковно-славянского языка и на этом основании требовал признания за ним роли языка общеславянского или междуславянского. Штур предупреждал после Крымской войны русских политиков от слепого подражанию Западу в установлении и преобразовании государственных форм. В славянской самобытности он видел лучший аналог славянского возрождения и единения. В прениях по поводу доклада приняли участие словак В.С.Гурбан, чешский представитель и депутат И.И.Дюрих, академик А.И.Соболевский, профессор А.А.Дмитриевский и Д.Н.Вергун. Академиком Соболевским был возбужден вопрос о необходимости обсуждения форм всеславянского политического союза в виду наличия разных противоречивых стремлений в интеллигентских кружках западных и южных славян. Это предложение было поддержано другими ораторами и вопросу о славянском политическом союзе решено посвятить несколько ближайших собраний Славянского общества.
В обществах и собраниях. В Славянском обществе.// Новое время, 21 декабря 1916 / 3 января 1917.
Tags: Великая Моравия, Кирилло-Мефодиевская идея, Русско-словацкие отношения, панславизм
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author