barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Научное знание: модель скриптория и модель биржи.

Западная наука уже четвёртое (а то и пятое) столетие развивается по принципу биржевой игры. Это (по отношению к протестантской либеральной теологии, копировавшей светские научные методы) заметил ещё св. Илларион (Троицкий). На сциентистской бирже торгуются научные теории и гипотезы, и их курс меняется иногда чуть ли не по дням: поддержал теорию кубического апельсина профессор Даунтаунского университета доктор Бертольд Шварцниггер - акции теории пошли вверх, научные журнальчики зашелестели купюрами; послезавтра тот же Бертольд Шварцниггер провёл со своей ассистенткой Сьюзен Дринкман эксперимент, опровергающий теорию кубического апельсина, да ещё и заявил об этом публично - акции теории полетели вниз, как герой "Матрицы" с небоскрёба, и сенсация сдулась. Но вот, через 45 лет, доктор Хрюкенштейн вновь доказал правильность теории кубического апельсина, и ещё через 30 лет (или через 50) его ввезли на инвалидной коляске в зал, где несчастному профессору вручили-таки Нобелевскую премию, заслуженную им полвека назад!
Так развивается западная наука. Короче, «Laissez faire, laissez passer»...
А что было в восточнохристианской науке? Сейчас не XIX век, и только самые замшелые евроцентристы отрицают существование в Византии и Древней Руси позитивного научного знания.Оно, это знание, разумеется, было. Просто организовано оно было не так, как в Англии времён Френсиса Бэкона, барона Веруламского и виконта Сент-Олбанского. И не так, как во Франции времён Д`Аламбера. И поэтому его существование долго не замечалось.

Аналогом университета в Византии и на Руси был скрипторий. Конечно, в Византии существовало несколько "великих школ" (Тот же Пандидактирион - "Всеобщее училище", Свеучилиште - это точнее; любители скрупулёзной точности пишут, что в источниках Константинопольский университет Пятого века назывался Auditorium και Οικουμενικόν Διδασκαλείον, Вселенское Училище - в таком случае, кстати, слово "Университет" - просто латинская, причём поздняя, калька с греческого) , не отличавшихся от западноевропейских средневековых университетов почти ничем - разве что учредителем большей части из них было государство, а не Церковь или церковные корпорации, как на Западе.
О том, что давала византийская наука обществу, пишет современный греческий автор: "Особенно славную страницу византийской медицины представляло развитие больниц, которые, особенно с участием церкви, Византия приобрела на протяжении столетий - больницы и медицинское обслуживание,о которых даже не могли мечтать на средневековом Западе. Кульминацией этого развития является знаменитый госпиталь императора Иоанна II Комненоса в комплексе монастыря Пантократоров. Следует также отметить систематическое внимание к подготовке врачей в этих больницах".
https://fdathanasiou.wordpress.com/2014/06/20/%CE%BF%CE%B9-%CF%86%CF%85%CF%83%CE%B9%CE%BA%CE%AD%CF%82-%CE%B5%CF%80%CE%B9%CF%83%CF%84%CE%AE%CE%BC%CE%B5%CF%82-%CF%83%CF%84%CE%B7%CE%BD-%CF%80%CE%B5%CF%81%CE%AF%CE%BF%CE%B4%CE%BF-%CF%84%CE%BF%CF%85/
Но после 1204 года система образования упростилась (по причине гибели и эмиграции большого числа профессоров - и виноваты в этом были отнюдь не жители планеты Нибиру, а как раз западноевропейские рыцари). Скрипторий же оказался очень устойчивой образовательной единицей.
Уже в 356 г. в Константинополе существовал скрипторий; мы знаем об этом из речи оратора Фемистия, произнесенной 1 января 357 г. Множество каллиграфов переписывал и в мастерской произведения античных писателей и философов. Скрипторий, говорил Фемистий, важнее, чем ипподром и гавани, рынки и бани.Основал скрипторий Константий — сын Константина Великого. Он же заложил в столице публичную библиотеку, в которой к 475 г. насчитывалось 120 000 томов. В том же году библиотека сгорела, но ее вскоре восстановили.Кроме императорского скриптории, мастерские рукописной книги существовали и при монастырях. Крупнейшая из них работала в Студийском монастыре, основанном в Константинополе в 462 г.
http://maxbooks.ru/nemir/worldb11.htm
Принцип скриптория предполагал морально-аксиологический подход к знанию: истинно не только и не столько то, что подтверждено экспериментальным путём, а то, что при этом способствует красоте и гармонии, "добродетели" на языке христианской античности. То, что доказано добродетельностью, достойно быть нанесённым на почти вечные страницы пергаменных рукописей, украшено пурпуром, золотом и серебром. Этот подход был позаимствован от Византии Русью, с её высшими училищами в Новгороде, Киеве, Ярославле и Ростове Великом.
А.П.
Tags: Византийское Содружество Наций, Наука
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author