barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Забытый ревнитель церковно-славянского языка. Иван Иванович Солосин.

В Славянском обществе. «Новое время». 1916. 15 (28) февраля.
"Преподаватель и учёный филолог Иван Иванович Солосин прочёл доклад в славянском обществе на тему защиты церковно-славянского языка. По мнению Солосина, самобытность нашей культуры «заключается в нашей древнерусской письменности, язык которой, по преимуществу церковно-славянский. Отсюда – важность церковно-славянского языка, как средства приобщения к своей культуре, усвоение которой необходимо для национального воспитания. Кроме того, многообразно так же значение церковно-славянского языка и как языка богослужебного. Как таковой, он объединяет русские наречия и племена, так сказать, на нейтральной почве. Выводы из доклада: нужно беречь церковно-славянский язык, как язык церкви и богатой нашей древней письменности; нужно дать ему подобающее место во всех школах, привить учащимся любовь к нему, сознание важности его. В беседе после доклада приняли участие академик А.И.Соболевский, профессор И.Е.Евсеев и профессор А.А.Дмитриевский".
И.И.Солосин родился в 1875 году в Астраханской губернии в семье обедневшего мещанина, который зарабатывал на жизнь плотницким трудом. Иван Иванович получил первоначальное духовное образование, некоторое время служил псаломщиком, однако, в связи с невозможностью получить диаконское или священническое место в 1901 году перешёл в светское звание и в дальнейшем занимался педагогической деятельностью, а также сотрудничал в Российской Академии наук, совершал этнографические экспедиции. В настоящее время на своей малой родине Солосин широко известен как основатель Астраханского областного архива в первые послереволюционные годы. Последний период жизни Иван Иванович провёл в Ленинграде, где и скончался в 1938 году, насколько можно судить, своей смертью. Однако за пределами Астраханской области имя Солосина практически почти не известно. Между тем, в 1915 году он выпустил учебник русского и церковно-славянского языков - «Начальный курс истории русского языка в связи с древнецерковнославянским», который удостоился премии и хорошего отзыва в министерстве. А также весьма подробной, хотя и весьма пристрастной рецензии академика Карского, редактора "Русского филологического вестника", выходившего в Варшаве. Судьба Солосина показывает нам одну социологическую закономерность: хотя в дореволюционной России действовало правило, согласно которому в университеты могли поступать без экзаменов только люди, окончившие классические гимназии, однако имелась ещё одна возможность сделать хорошую карьеру: в университеты поступали и бывшие семинаристы, а окончить семинарию выходцам из социальных низов было намного легче, чем классическую гимназию (Солосин, впрочем, должен был сдать экзамен на аттестат в классической гимназии, что успешно и сделал, не учась в ней). Выходец из социальных низов Солосин в 1916 году оказался в числе докладчиков в организации, председатель которой в конце того же года был назначен в верхнюю палату российского парламента. Так что, в Российской империи социальные лифты продолжали работать перед самой революцией.
Кстати говоря, Астрахань в послереволюционные годы стала местом притяжения не только Ивана Солосина, но и упомянутого в заметке Алексея Афанасьевича Дмитриевского (они были земляками).И было бы крайне любопытно узнать, встречались ли Иван Иванович и Алексей Афанасьевич в те бурные годы. Если это произошло, то подобное событие добавило бы определённый оттенок в общую картину послереволюционную судьбу деятелей Славянского общества: ведь и Солосин и Дмитриевский в конце концов избежали гибели в тисках революционного террора.
А.П.
Tags: В защиту ЦСЯ, Кирилло-Мефодиевская идея, Славянское Благотворительное общество
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author