barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Преподобный Фридолин Зекингенский (Сёкингенский)

На днях в месяцеслов Русской Церкви внесены имена нескольких подвижников, связанных и с ирландской христианской традицией, а Ирландия (Гиберния), как известно, была "Востоком на Западе", самой твёрдой в Православии страной на Запад от Линии Феодосия (если её мысленно продолжить на север).
Преподобный Фридолин, имя которого стало известно мне ещё в 1996 году, родился в Ирландии в знатной семье (по одному из преданий, был сыном короля - очевидно, имеется в виду предводитель племени, т.к. Ирландия была своеобразной конфедерацией родов и племён, а не единым королевством, что нашло отражение в тех же "Хрониках Нарнии" - помните: "Я просто король, Питер - Верховный"?). К VI столетию у ирландцев стала складываться устойчивая репутация народа-миссионера. Это уникальный пример во всей истории тогдашнего человечества: целый народ счёл одной из национальных задач проповедь Евангелия язычникам - в данном случае, в континентальной Европе. Великое переселение народов не только разрушило римскую государственность на запад от Линии Феодосия - оно ещё и внесло хаос в духовную жизнь. Только Италия и Галлия (с конца V века) сохраняли православную церковную организацию благодаря близости и влиянию Византии. Испания и Свевское королевство на месте нынешней Португалии колебались между Православием и арианской ересью. В Бургундии против Православия выступали и ариане, и язычники. До Карла Великого в большинстве германцы были арианами, но существовало и немало поклонников старых языческих божеств. Православие держалось в полуразрушенных римских городах (Августа Треверов - Трир, Констанц, основанный отцом Св. Константина Великого и т.д.). В сельской местности остатки галло-римского населения, смешиваясь с германцами, забывали свою родную латынь (к VIII веку она уже была сильно испорчена севернее Альп), христианские воззрения смешивались с римскими и германскими суевериями. В этих условиях ирландские монахи, которые не только в совершенстве знали Вергилия и Блаженного Августина, но и могли при случае обмолвиться парой слов с заезжим греком - на его родном языке - приложили огромные усилия для восстановления христианского образа жизни у запуганных и перезабывших времена Константина и Феодосия потомков галло-римлян, а также своей кроткой проповедью и совершаемыми чудесами исцелений отвоевали у язычества даже те области, которые враг рода человеческого давно считал своими как-бы природными владениями. И одной из первых павших твердынь язычества стала "дикая", по воззрениям галло-римлян, греков и и их учеников ирландцев Аллемания. Французы до сих пор удержали это древнее имя за всеми немцами ( Allemagne).
В "Православной Богословской Энциклопедии" кн. А.П. Лопухина (Т. 4. Пг. 1903. С. 270) о святом Фридолине говорится следующее: "Первым апостолом (алеманнов) считается Фридолин, прибывший около 500 года из Ирландии. Сначала он оказался среди вестготов в Аквитании около города Пуатье (старый римский Pictavium, где ему чудесно помог Св. Иларий Пиктавийский, проведший в свое время несколько лет в сердце Великой Греции - Малой Азии). В 507 году, по разрушении вестготского государства Хлодвигом, под его покровительством основал церкви и школы в Аквитании. Оттуда он отправился в Швейцарию, где на одном островке Рейна около Базеля построил монастырь "Зекинген"(Säckingen)" (510 г.).
Карл Лампрехт в "Истории германского народа" (Т.1. Пер. П. Николаева. Москва. 1894) связывает деятельность Св. Фридолина с таковой же миссионерской деятельностью Свв. Колумбана Люксейльского (также прославленного в Русской Церкви) и Св. Галла. "Приблизительно одновременно с ним действовали св. Фридолин в Сёкингене, св. Трудперт в Брейсгау: всюду Аллеманы слышали проповедь Евангелия. Ожил старый церковный строй" (С. 283-284). Любопытно, что Карл Лампрехт бросает ирландским миссионерам упрёк в том, что они не смогли создать прочную церковную организацию и за них это сделал Рим с англо-саксами. Подозреваем, что под "церковной организацией" подразумевалось владычество князей церкви, под главенством носителя тройной короны, властелина Рима, горделиво сбросившего с себя законную власть Римского Императора Востока ("Византийского"), а затем отвергшего и авторитет Вселенского Собора... Конечно, ТАКУЮ "церковную организацию" благочестивые ирландские отшельники создавать не собирались - у них не иссякла совесть и не угасло почтение перед Христианским Востоком. Так что, упрёк проф. Лампрехта воспримем как свидетельство верности ирландцев Св. Православию! О проповеди Св. Фридолином Евангелия в области между Рейном и Шварцвальдом пишет Георг Вебер (Всеобщая история. Т.5. М. 1893. С. 289). Посему Св. Фридолин именуется также Рейнским. Преподобный отец наш Фридолин скончался между 538 и 540 годами, Св. мощи его были впоследствии перенесены в собор Св. Стефана в Виндобоне (Вене) и ныне находятся в пленении у еретиков-папистов.
Глас Евангельский услышав, / и возгоревшись ревностью апостольства, / святии Островов Британских, / к просвещению народов их устремилися есте. / И ныне со святым апостолом Андреем Первозванным, / святым Победоносцем великомучеником Георгием, / и Патриком и Давидом Просветителями, / молитеся о нас, да принесет Святая Церковь // плод спасения на Островах и на земле нашей.
Преподобне отче наш Фридолине, моли Бога о нас!
Алексей Поповкин.
Tags: Святые Ирландии
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author