Гражданские войны XIV века, которые, словно коллективное безумие, охватывали осколки Империи, истощили последние силы греков. Неверие в истинность собственной религии (Православного Христианства) и собственной традиции подтачивало единство общества. Византийские интеллектуалы, за редкими отрадными исключениями (Св.Марк Эфесский, его родственники и окружение, Св.Геннадий Схоларий), с презрением относились к "черни" и рассчитывали на безбедную жизни вдали от ставших опасными берегов Босфора (Варлаам Калабрийский, Виссарион Никейский и им подобные). Уния, заключённая с Римом ради спасения государства, обернулась позором и утратой национального единства. То настроение, с которым относились к жизни Никифор Григора и Димитрий Кидонис, было очень похоже на отношение к жизни петербургских интеллигентов-декадентов 1910-х годов: мелкое брюзжание, разъедающий душу скептицизм, западничество - латинофильство (в широком смысле - не только религиозное, но и культурное)... Или на поверхностное западничество советской интеллигенции 1960-1980-х гг., закончившееся крахом - в тот же самый день, что и кровавая победа Магомета II, только с разницей в полтысячелетия. Ибо нет истинной России без Луганска и Донецка, без Харькова и Полтавы, без Риги и Кишинёва, без Минска и Тирасполя!
Сегодняшний день - для меня, как византийца, является днём траура.