barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Помощь России Православному Востоку (3). Извлечения из отчётов Обер-прокурора Св. Синода.

В сети выложены сканы официальных отчётов Обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода за многие годы XIX века (насколько я успел прочитать и понять, почти все, кроме самого начала). Названия стандартные: "Извлечение из отчёта Обер-прокурора Святейшего Синода за ... год". СПб. В Синодальной типографии,(следующий год). Напомню, что обер-прокурор Синода - светский чиновник, назначавшийся Императором для надзора за постоянным собранием Епископов Российской Православной Церкви (в старых источниках - Греко-Российской) - Святейшим Синодом. Святейший Синод существовал в нашей Церкви с 1721 по 1917 годы, до 1721 года высшая власть принадлежала Патриарху всея России и северных стран (с 1589 по 1700 гг., с 1700 по 1721 годы было некое промежуточное положение, управлял местоблюститель митрополит Стефан). В 1917 году, помле долгого перерыва, был избран новый Патриарх - Св. Тихон, и при нём учреждён уже Священный Синод, в качестве совещательного учреждения при Патриархе существующий и поныне. Обер-прокуратура появилась одновременно со Святейшим Синодом, но была упразднена раньше него: в 1917 году, ещё при Временном правительстве, должность обер-прокурора упразднили и ввели должность министра исповеданий (первый и последний министр исповеданий России - известный церковный историк А.В. Карташёв). По образному выражению Петра I, обер-прокурор был «оком Государевым и стряпчим о делах государственных в Синоде». Власть обер-прокурора во многом зависела от его характера, отношений с иерархами и Государем, а также с коллегами-министрами. Были среди обер-прокуроров выдающиеся люди (например, К.П. Победоносцев), были явные посредственности (Чебышев, Мелиссино, В.Н. Львов), были технические эксперты, задачей которых являлась лишь точная передача "мнений" епископата Императору и воли Императора - епископату и духовенству в целом (крупный учёный-медик С. М. Лукьянов).
Те годовые отчёты, которые мне пока удалось просмотреть, относятся ко времени, когда обер-прокурором был граф Николай Александрович Протасов (в документах встречается иное написание фамилии - Пратасов). Свою должность обер-прокурор Протасов занимал с 1836 по 1855 годы (по день смерти). В то время наиболее влиятельным иерархом был Св. Филарет Московский (Дроздов - предок современного телеведущего, учёного Николая Дроздова). На позицию Московского Митрополита Протасов должен был обращать внимание, так как Св. Филарет был в дружеских отношениях с Императорской Фамилией, особенно с цесаревной Марией (будущей Императрицей Марией Александровной). Переписка Св. Синода с зарубежными православными общинами (что нас сейчас и интересует) в основном шла через Св. Филарета, Протасов мало вмешивался. Поэтому пожертвования православным грекам, славянам и арабам, о которых будет сказано ниже, выражали в основном волю Святителя, а также некоторых Лиц из Императорской Фамилии. Тем не менее, отчёты о пожертвованиях составлялись под надзором обер-прокурора и им подписывались.
После этого необходимого вступления, я полагаю возможным перейти к выдержкам из документов. Первый год, который нас сегодня будет интересовать - 1848. В "Извлечении...", напечатанном в 1850 году, упоминаются следующие пожертвования, информация о которых актуальна и сегодня. "В пользу Антиохийской Церкви поступило от Преосвященного Камчатского 112 рублей" (С.89). Камчатскую кафедру тогда занимал Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), трогательно читать о том, что весьма небогатая, нуждавшаяся в средствах епархия под руководством Святителя собрала немалую сумму для далёкого, находящегося на другом конце Земли Дамаска!
"Высочайше дозволены новые сборы доброхотных подаяний в течение одного года Игумену Парфению в пользу монастыря Архангелов Михаила и Гавриила близ Кесарии Каппадокийской (ныне город Кайсери в Турции), Болгарскому Архимандриту Стефану Ковачевичу (сербу по национальности - А.П.) на погоревшую обитель Св. Иоанна Рыльского в Болгарии... На основании жалованных российскими Императорами грамот некоторым Православным заграничным монастырям, отпущены в истекшем году милостынные дачи:... за три года Режевскому в Бокко-ди-Катаро 133 рубля 35 копеек серебром" (С.89-90). Речь идёт о монастыре Режевичи, ныне - в Черногории.
"Отпечатанный новым тиснением на счёт Духовно-учебных капиталов, Православный Пространный Катехизис, в переводе на новогреческий язык, назначен в безмездную раздачу Православным церквам на Востоке, - и по распоряжению Святейшего Синода, с сею целию отправлен к Святейшему Патриарху Константинопольскому, на Афонскую гору, в Фессалоники, Смирну, Бейрут, Дамаск, Иерусалим, Александрию, Трапезунд, в Корфу и в Афины" (там же).

Продолжение следует...
Tags: Великая Греция, Русско-сербские связи, Русско-сирийские связи, панславизм
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author