barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Почитание Святителя Тихона Задонского в конце XIX - начале XX веков (2)

Начало:
https://barjaktarevic.livejournal.com/4842882.html
Протоиерей Евсевий Михайлович Гастев (15.02.1868–☦?), церковный публицист и педагог Тульской губернии, ставил Св. Тихона как "образованнейшего пастыря" (в смысле усвоения Божественной истины и раскрытия её перед паствою) рядом со Святителем Феофаном Затворником и Св. праведным Иоанном Кронштадтским (Благочестие и образование пастыря//Тульские Епархиальные ведомости. - 1909. - №37. 1 октября Ч. Неоф. с. 606).
Почитание Св. Тихона имело распространение как в столицах, так и в провинции, оно одинаково влияло и на умонастроение благочестивых людей, близких к Императорскому Двору (например, М.П. Погодина), и на провинциальное дворянство и провинциальное духовенство - последнее жило одной жизнью с крестьянством и влияло на него часто в высшей степени благотворно (многие известнейшие Оптинские старцы были из провинциальной среды).
Михаил Петрович Погодин, профессор Московского Университета, знакомивший Великих князей с достопримечательностями Москвы, в письме к сослуживцу и единомышленнику Степану Петровичу Шевырёву от 17 июля 1861 года выражал радость по поводу прославления Святителя Тихона. "Святитель Тихон явился, хоть бы он помог своими молитвами" (Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Т. 18. СПБ. 1904. С. 160).
Схимонахиня Христорождественского монастыря в Твери Евфросиния (+2 ноября 1895 г.) имела молитвенное правило, включавшее в себя чтение по вторникам акафиста Святителю Тихону Задонскому (Савва, Архиеп. Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. Т. 9. С 1891 по 1896 гг. Сергиев Посад. 1911. С. 542).
Небольшое собрание фактов, предложенных мною ко дню памяти Святителя Тихона, есть как бы прикосновение одним перстом к горной вершине. Почитание Святителя, с чтением ему акафистов и пением молебнов, так или иначе совершалось во всех епархиях Российской Церкви и в зарубежных православных общинах. Влияние идей, изложенных Святителем в его сочинениях, заметно в творчестве русских мыслителей как XIX, так и XX веков. В частности, некоторое (быть может, опосредованное) влияние творчества Святителя я заметил в книге Ивана Александровича Ильина "Аксиомы религиозного опыта". Святитель Тихон совершил в области гомилетики и церковной книжности в целом такое же решительное преобразование, какое в светской поэзии и в русском литературном языке в целом было совершено Пушкиным. До Св. Тихона проповедники Синодального периода (особенно выходцы из бывших польских земель) увлекались внешними украшениями слога, порой затемняя обилием эпитетов и эмоциональными эффектами смысл Евангельских истин. Св. Тихон, не умаляя изящества слога, говорил доступно, его слово шло от избытка сердца, от разума сердечного, а не от переполненного эпитетами, но охладевшего рассудка. Видение же и понимание сердечные выше всех умственных действований (Св. Григорий Палама).
Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!
Tags: История русской святости, Краеведение
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author