barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Отцы Собора 1917-1918 годов об Украинской Церкви: "Сохранить единение с Русской Церковью!"

В последние дни вновь обострился вопрос о предоставлении так называемой "автокефалии" (независимости) Украинской Православной Церкви. Некоторые сведения, просочившиеся в печать (например, на весьма осведомлённый грекоязычный ресурс "Ромфей"), заставляют нас предположить, что работа антицерковных и антирусских сил, тех самых разбирателей и разбивателей Единой Руси (Великой, Малой и Белой) ведётся со всё большей интенсивностью. Между тем, почти ровно 100 лет назад вопрос об автокефалии Украинской Церкви уже рассматривался Поместным Собором Российской Православной Церкви, заложившим основы современного церковного управления на канонической территории Русской Православной Церкви (далеко превосходящей искусственно нарезанные границы РФ). И возможность предоставления автокефалии была Собором единодушно отвергнута. Ныне прославленные в лике Святых мученики богоборческой эпохи Архиепископ Митрофан (Краснопольский, убит 23 июня/6 июля 1919 года большевиками) и Епископ Никодим (Кротков, умер в тюремной больнице в 1938 году от последствий мучений, перенесённых от рук безбожников), а также участник Собора профессор Сергей Андреевич Котляревский (расстрелян большевиками по вымышленному обвинению в 1939 году) - единодушно высказались за укрепление единства Киева и Москвы под омофором Патриарха Всероссийского.
Пророчески звучат приведённые ниже слова С.А. Котляревского. Он словно смог заглянуть на 100 лет вперёд. Но это нетрудно объяснить. Закономерности, присущие культурно-историческим типам (цивилизациям), не могут измениться, даже если меняются общественно-политический строй и хозяйственная система. Православная Церковь, как главная опора общерусской цивилизации, распространившейся от Холмщины и Подляшья (Гайновка-Белосток) до Тихого океана и от арктических широт до Амура и заамурских земель (русский город Харбин) - именно православная Церковь издавна была мишенью атак врагов Руси - начиная от тевтонский и ливонских рыцарей, Антония Поссевина и Стефана Батория, и заканчивая Скоропись-Йолтуховским, Петлюрой, Бандерой и их сегодняшними кровожадными наследниками. Идея автокефалии Киева, обсуждавшаяся иезуитами ещё при дворе Польского Короля и Литовского господаря Стефана Батория в 1583 году, была поднята на щит прислужниками Габсбургов - "мазепинцами" в 1918 году. И тогда же отвергнута соборной полнотой Русской Церкви. Константинопольская Церковь в 1920-е гг. отказывалась дать епископское возглавление автокефалистам, поэтому их вожак Липковский и пошёл на известное чудовищное кощунство: "рукоположил" себя, потревожив вековой покой св. мощей Митрополита Макария, убитого татарами, и тем сравнявшись с большевицкими осквернителями св. мощей.
Увы, последние новости заставляют предполагать, что нынешнее руководство Константинопольской Церкви не столь благоразумно. Между тем, если вмешательство Фанара (квартал, где располагается резиденция Вселенского Патриарха) в пользу автокефалии и произойдёт, то это будет грубым нарушением постановлений Вселенских и Поместных Соборов, выработавших более 1000 лет назад принцип невмешательства одной Поместной Церкви в дела другой. Вмешательство Фанара принесёт не автокефалию, а акефалию (обезглавливание) Украинской Церкви, это подобно тому, как произошло обезглавливание Церкви в Малороссии после отпадения в унию Михаила Рогозы в 1596 году - если, конечно, найдутся среди архиереев УПЦ МП наёмники, готовые предать законного пастыря словесных овец и отдать паству волкам: немощная, едва держащаяся за свои развалины крошечная группа потомков некогда величественного народа Восточного (Второго) Рима не сможет, конечно, защитить от волков паству на Украине (им бы самим как-то выжить в сплошном турецком окружении).
Если Украинская Церковь единодушно, как в 1918 и 1921 годах, отвергнет соблазн автокефалии, её ждут свирепые гонения. Иверский монастырь у дороги к Донецкому аэропорту - зеркало, которое отражает истинные намерения киевских властей по отношению к Православию.
В преддверии тяжёлых, судьбоносных событий хотелось бы привести слова наших предшественников, сказанные 100 лет назад, и укрепиться в вере и надежде на то, что молитвами Новомучеников Русская Церковь в Киеве останется в единстве с Москвой, и тем самым Общерусская цивилизация будет предохранена от очередного болезненного удара. Дальнейшие цитаты приводятся по изданию:
Священный Собор Православной Российской Церкви 1917- 1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия./Сост. Кравецкий А.Г. и Гюнтер Шульц. М.: Общество любителей церковной истории, 2000.

Деяние 164. Москва, пятница, 31 августа /13 сентября 1918 года.

«23. Архиеп. Астраханский Митрофан (Краснопольский, священномученик) перечисляет основные события, связанные со стремлением Украинской Церкви к самостоятельности... События гражданской войны и бои в Киеве заставили вскоре закрыть Украинский Собор, однако на последнем заседании был поставлен вопрос об автокефалии. "Вопрос этот был снят с очереди и передан для обсуждения на епархиальные собрания, чтобы его обсудить на следующем Всеукраинском Соборе в мае месяце". Перед возобновлением работы Всеукраинского Собора Киевское епархиальное собрание избрало Антония (Храповицкого) митрополитом Киевским. На Соборе сторонники автокефалии оказались в меньшинстве (около 100 членов). Сторонники автокефалии покинули заседание, на котором обсуждалось отношение к Русской Церкви. "Собор решил тогда объявить бойкот тем, которые принадлежали к Церковной Раде и, за исключением немногих ее представителей, Церковная Рада была удалена с Собора. Когда Собор освободился от мятущейся группы автокефалистов, которые сгруппировались около Церковной Рады, работы Собора по шли спокойно. Вот тот сложный путь, какой прошел доклад "О Высшем Управлении Православной Церкви на Украине". Он есть продукт борьбы автокефалистов и людей трезвых, которые дорожат единением с Русскою Церковью <...> Как же теперь смотреть на проект? Есть ли это выражение церковного сознания ... Украины или это есть продукт борьбы партий?... Нужно обеспечить единство связи Украинской Церкви с Русской, для чего Отделом предносятся посылки об единстве и неразрывности Украинской Церкви с Русскою Церковью. Вот в таком виде Отдел и предлагает свою работу на рассмотрение церковному Собору, желая, чтобы церковная жизнь на Украине процветала в мире и единении с нашею Матерью-Церковью Русскою (С. 324-325).

Деяние 165. Москва, суббота, 1/14 сентября 1918 г.

156. А. В. Васильев говорит, что Отдел о Высшем Церковном Управлении и большинство членов Собора смотрят на Украинскую Церковь не как на поместную, а как на митрополичью область, входящую в РПЦ.
... Еп. Чигиринский Никодим (Кротков, священномученик) подробно рассказывает о церковной ситуации на Украине... «Я призываю членов Всероссийского Собора отнестись к нашему церковному делу с особою осторожностью, ... чтобы той группе, которая желает сохранить единение с Русской Церковью, придать большую силу» (С. 330-331).
166. С. А. Котляревский анализирует прозвучавшие выступления, а затем высказывает собственную точку зрения: "Если Украинская Церковь, сделавшись автокефальной, оторвется, то пойдя по другому руслу, может быть, она начнет тяготеть к другим церквам и, в конце концов, примкнет к Константинопольской Патриархии. Этому мы и должны противопоставить единую духовную идею. ...Если в настоящее время некоторые православные круги на Украине толкуют об автокефалии для Украинской Церкви, то это делается прежде всего в видах политического расчета... Русская Церковь должна охватить все пространство Русского государства, каковы бы политические осложнения ни были и какие бы в нем изменения не последовали. Мы можем возражать против всякой попытки автокефалии и можем надеяться, что на Украине все, дорожащие церковной свободой, поймут, что автокефалия -величайшая опасность для Церкви свободной и что действительный интерес Украинской Церкви — это быть церковью общерусскою. Вот почему мне кажется, что Отдел шел правильным путем...»
(С. 332-333).

Алексей Поповкин.
Tags: АнтиНАТО, Малороссия, Поместный собор 1917 г.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author