barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

В.Д. Кузьмин-Караваев. Сокольство и идея славянского единения. СПб. 1912

Небольшая книжка национал-либерала, депутата двух созывов Государственной думы В.Д. Кузьмина-Караваева об открытии памятника Франтишеку Палацкому и сокольском слёте в Праге в 1912 году.
Кузьмин-Караваев излагает не только свою точку зрения на сокольство, но и позицию, общую для всех национальных либералов. Он полагает, что сокольство имеет родственные черты с "освободительным движением", считая при этом (в отличие от чешских славянофилов вроде Крамаржа или Клофача), что "русский народ играет в России ту же роль, что немцы в Чехии". Одновременно он упрекает "русскую общественность" в невнимании к сокольству. Однако, нетрудно заметить, что Кузьмин-Караваев использует либеральный словарь (или либеральный стиль употребления слов). Когда Кузьмин-Караваев пишет "общественность" - следует читать "революционная и либеральная интеллигенция". "Свободное самовоспитание народа" - не что иное, как диктатура левых либералов, насильственно устраняющих возможную конкуренцию. В брошюре сквозит настоящая идиосинкразия Кузьмина-Караваева по отношению к государственному порядку. Когда он пишет "бюрократия", следует читать "государственный порядок". Либерал или левак, почувствовавший, что у него есть Отечество, испытывает неудобство двоякого рода - от своих собратьев-космополитов он оторвался (Кузьмин-Караваев обиженно пишет о левых, что они не проявляют интереса к славянскому движению), но в стан тех, кто всегда знал, что есть Отечество, и оно свято, либералу и леваку переходить боязно - они страшатся дисциплины, называя её произволом, их уязвляют насмешки бывших "соратников по борьбе", они боятся стать в один ряд с "реакционерами". Вот такое межеумочное положение - предвестие "февраля".
Tags: славянофильская критика
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author