barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Category:

К 100-летию мученической кончины Архиепископа Черниговского Василия (Богоявленского)-2

Начало:
https://barjaktarevic.livejournal.com/4844440.html
"Черниговские Епархиальные Известия" сохранили драгоценные подробности из предреволюционной жизни Св. Василия. Так, в марте 1911 года Святитель принимал у себя будущего великого столпа канонического Православия, крепость которого превзошла разъедающий яд обновленчества и мощь жерновов большевицкой карательной машины - Священномученика Кирилла (Смирнова). "24 марта прибыл в Чернигов Преосвященный Кирилл, Епископ Тамбовский и Шацкий. Владыка остановился в покоях Преосвященнейшего Василия, Епископа Новгородсеверского... Преосвященный Кирилл, в сопровождении Преосв. Василия, посетил Духовную Семинарию и Епархиальное женское училище. В последнем Владыки осматривали выставку рукоделий воспитанниц училища и их изящных работ, из которых многие останавливали на себе внимание посетителей своею тонкостью отделки и художественностию. 4 апреля Преосвященный Кирилл отбыл в свою епархию" (Местные известия. //Черниговские Еп. Изв.-1911. -№8. С. 264).
Владыка Василий любил Богослужение и предпочитал сам возглавлять важнейшие чинопоследования. "В теплом храме Елецкого монастыря Преосвященнейший Василий читал сам все евангелия Страстей Господних, при многочисленном стечении народа... В Великую Субботу литургия в кафедральном соборе была совершена Преосвященнейшим Василием" (там же). "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною..." (Мф. 16:24) Господь благословил Св. Василию пройти свой крестный путь - за созидательный труд и милостивое отношение на посту Черниговского епархиального Архиерея местное духовенство "отблагодарило" Святителя грубой клеветой и призывами к низвержению из сана весной смутного 1917 года. Синод, под давлением революционного обер-прокурора Львова и "прогрессивной общественности" был вынужден уволить Святителя от управления Епархией и назначить настоятелем Заиконоспасского монастыря в Москве. Только Св. Патриарх Тихон и Собор 1917-1918 годов восстановили доброе имя Св. Василия, включив его в число соборных деятелей (7 (20) июля 1918 года было зачитано соответствующее постановление Соборного совета).
Свои взгляды на церковную жизнь Святитель изложил на Поместном Соборе. "Я как бывший правящий архиерей позволю себе высказать мой взгляд: с идеальной точки зрения и белое духовенство и монашество должно работать согласно: надо поставить дело так, чтобы монастыри были в центре и во главе церковной жизни, чтобы белое духовенство было ближе к монастырям. Монашество должно быть идеалом каждого священника, чтобы овдовев или на склоне жизни своей он сложил кости свои в монастыре. <...> Монашество может согласно и продуктивно работать с белым духовенством в том случае, если оно само-то по себе организуется в мощную силу. Если же мы будем тормозить это, то мы разрушим цельный организм".
(Священный Собор Православной Российской Церкви 1917- 1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия./Сост. Кравецкий А.Г. и Гюнтер Шульц. М.: Общество любителей церковной истории, 2000. Из речи, сказанной 26 июля/ 8 августа 1918 года. С. 132).
...Боже, как больно это читать сейчас, когда Мать-Церковь Константинопольская, в лице обновленца Варфоломея, попирает ногами Номоканон, а вместе с ним и заветы Святых, в том числе и новейшего времени - о недопустимости второбрачия священников!... "7/20 июля Соборному Совету пришлось заниматься историей о пропаже не явившихся на третью сессию членов Собора епископа Пермского Андроника (Никольского) и протоиерея Свято-Троицкой Слудской церкви С. Н. Кудрявцева (оба они принимали участие в заседаниях VII Отдела, причем Кудрявцев выступал по вопросам церковного пения). По сведениям Собора, оба они были арестованы местным Советом рабочих и солдатских депутатов, и Соборный Совет вынес решение о направлении в Пермь на поиски собратий епископа Старицкого Серафима и члена Собора Н. Г. Малыгина. Для начала же в Пермь были отправлены телеграммы за подписью патриарха с просьбами отпустить задержанных. Однако все эти попытки ничем не увенчались: позднейшие расследования показали, что ко времени составления Собором телеграммы преосвященный Андроник уже был зверски замучен. По всей видимости, погиб протоиерей Кудрявцев".
(Зверева С.Г. Поместный Собор Русской православной церкви 1917-1918 годов: Материалы о церковном пении/Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861 —1918) / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки; Сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова; Вступит, ст., подгот. текста и коммент. М. П. Рахмановой; Поместный Собор Русской православной церкви 1917— 1918 гг. / Вступит, ст., подгот. текста и коммент. С. Г. Зверевой. - М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 704)
В конце августа 1918 года Патриарх и Синод приняли решение изменить состав следственной комиссии и отправить именно Св. Василия с особой миссией на Урал.
"ДЕЯНИЕ 147. Москва, среда, 8/21 августа 1918г.
Зачитывается и принимается к сведению постановление Патриарха и Синода от 14/17 августа 1918 г. о том, что в Пермь для выяснения обстоятельств ареста еп. Андроника (Никольского), вместо еп. Серафима (Александрова) и Н. Г. Малыгина, поедут архиеп. Василий (Богоявленский) и А. Д. Зверев". (Там же. С. 193). Перед отъездом Св. Василий присоединился к предложению ряда соборян о создании Отдела по церковной благотворительности (С. 194), но и Собору, и самому Св. Василию не пришлось благополучно действовать в последующие времена. Собор провёл последнее заседание 7(20) сентября 1918 года. К этому времени Св. Василий уже пребывал в обителях Господа своего, Которому служил до мученической кончины.
Священномучениче Василие, моли Бога о страждущей Церкви Русской в Малороссии, и жезлом твоим святительским отгони от нея волков в одеждах овчих, приходящих из стран заморских!

А.П.
Tags: Малороссия, Новомученики
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author