barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Крестные ходы в праздник Казанской иконы Божией Матери (22 октября ) в Москве XVII - XVIII вв.

В 1911 году вышло весьма обстоятельное исследование протоиерея Александра Никольского "О празднествах в Московском Казанском Соборе в 17 и 18 столетиях в честь Казанской Иконы Богоматери и о крестных ходах в названный собор в это время" (М. Отд. тип. И.М. Машистова. 1911).
Согласно документам, приведённым о. Александром, первые свидетельства о регулярных крестных ходах с Казанской иконой относятся к 1621-1622 гг. (С. 7.). Примечательно, что авторы XVII века не только недвусмысленно указывают на связь торжеств 22 октября с событиями 1612 года, но и сохраняют драгоценные для нас подробности боя 22 октября 1612 года, уточняя, когда именно москвичи и пришедшие из Ярославля и других городов освободители Первопрестольной почувствовали помощь Пресвятой Богородицы. "Первая запись относится к 1665 году и гласит так: "В соборе (Успенском) служить (22 октября) Божественную лит(о)ургию архиепископу Тверскому И(о)асафу, игумену знаменскому Арсенью, протопопу покровскому, что на рву [т.е. храма Василия Блаженного] Сав(в)е, протопопу Никольскому Климанту; а отпев лит(о)ургию, ехать ему к Неглиненским воротам [позднее - Воскресенские ворота, с Иверской часовней] и взойти на город [ т.е. на крепостную стену] и итить Китая города на другую круглую башню, которая сим же Пресвятыя Богородицы образом первовзята и святить воду". Вторая запись сделана позднее... именно в 1667 году...:"В Соборе Успения Пресвятыя Богородицы Божественную лит(о)ургию служить Серпскому епископу Иоакиму [Иоаким Дьякович, епископ с 1660 г., жил в сербском монастыре Гомирье в нынешней Горно-Карловацкой епархии среди ускоков, был связан с угро-влахийской митрополией и епархией Константинопольского патриархата в Венеции, конфликтовал с ускоцким духовенством, требуя соблюдения канонических правил, имел репутацию человека, неприязненно относившегося к унии с Римом, после 1663 г. жил и скончался в России- А.П. В связи с отъездом еп. Иоакима в Россию, в Австрии ходили слухи о заключении тайного союза сербских ускоков с Москвой, "схизматической лиги" во главе с Царём Алексеем Михайловичем: Simrak J. dr. Marcanska eparhija. Vladika Gabre Mijakić//Bogoslovska smotra, No.1 . 1931. S. 89], да архима(нд)риту Петровскому, игумну Новинскому, да протопопам Архангельскому, Никольскому Климонту, Покровскому из села. А отпев лит(о)ургию ехать епископу к Неглиненским воротам... итить Китая города на другую круглую башню, которая сим же Пресвятыя Богородицы образом первовзята, и святити воду" (Никольский. С. 6-7).
Всенощная перед праздником, то есть 21 октября, отправлялась очень торжественно, Государи Московские посещали в этот день Казанский собор в 1645 году (Михаил Феодорович) и в 1650-1653 гг. (Алексей Михайлович). Патриархи слушали Всенощное бдение 21 октября в Успенском соборе, хотя бывали в некоторые годы и в Казанском соборе (Патриарх Никон в 1652-1658 гг.), последним был Патриарх Адриан в 1692 г. (Никольский.С. 16). Крестные ходы в Казанский собор с самого начала были "большими".
В них износились Владимирская икона Божией Матери, Корсунские кресты, в том числе знаменитый "крест хрустальной", образ Богородицы письма Святителя Петра Митрополита, иконы Св. Ионы, Св. Илии Пророка (Никольский. С. 19), Влахернский образ Богородицы, иконы Свв. Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Леонтия Ростовского, десная рука Св. Апостола Андрея Первозванного и глава Св. Иоанна Златоустого (С.20) .
Присутствие греческих святынь было сакральным отображением идеи Москвы как Третьего Рима и нового Константинополя - Казанская же икона воспринималась в этом контексте как новая Одигитрия, что подчёркивалось соседством Казанской иконы Богородицы и её "проообразом" - Влахернитиссой.
В 1668 году образ Москвы как нового Константинополя получил новый блеск - во время остановки крестного хода 22 октября на Лобном месте Евангелие читалось не только по-церковнославянски, но и по-гречески - Патриархом Антиохийским Макарием (Никольский. С. 27). С 1660 по 1765 годы духовенство ходило 22 октября по стенам Китай-города, Белого Царь-города и Земляного города (Никольский. С. 27; в связи с обветшанием городских стен 20 апреля 1765 г. "хождение по городам" было отменено).
Таким образом, с 1621 по 1765 годы крестный ход в Москве 22 октября (считая по нынешнему исчислению, 4 ноября) пережил свой расцвет, превратившись из почти семейного торжества князя Д.М. Пожарского в общероссийский, славянский, а затем и общеправославный праздник. С переходом столичного статуса в Санкт-Петербург "столичный" статус приобрёл крестный ход 22 октября, связанный с Казанским собором северной столицы (22 октября 1917 года он был сорван по указанию большевиков, что послужило предзнаменованием гонений).
Крестный ход 22 октября в Москве в XIX веке стал одним из главных городских праздников, на который, по старой памяти, приглашали восточных (арабских, греческих) и славянских гостей.
Затем, после переворота, погибли многие московские церковные традиции. Закрылся после 1919 года Успенский собор, были разрушены Казанский собор и Иверские ворота.
Однако сегодня все пункты традиционного крестного хода 22 октября (4 ноября) восстановлены. У нас есть Казанский собор, Иверские ворота с часовней, Успенский собор, лобное место. Нет, увы, только крестного хода.
Пресвятая Богородица, вразуми нас, грешных!
Моя старая статья на тему:http://ruskline.ru/analitika/2008/11/12/krestnyj_hod_22_oktyabrya_4_noyabrya_v_staroj_i_novoj_moskve/
Tags: Праздники, Русско-сербские связи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author