barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Осенние заметки о летних впечатлениях

В эти дни, в дни празднования чуда от Казанской иконы Божией Матери, явленного в 1612 году, мне особенно ясно увиделась цель моего летнего путешествия (ходочасништва, конечно) в Боснию и Герцеговину. Мало кто отдаёт отчёт в том, что Св. Патриарх Гермоген, Арсений Элассонский, Дионисий Палеолог-Ралев, Борис Годунов, Рудольф II Австрийский, Сигизмунд III Польский (и, теоретически, Шведский), боснийский воевода Грдан из Никшича, Печский Патриарх Иоанн Кантул, Господарь Михай Храбрый, герцог Карл Савойский, венецианская республика, коринфская (филадельфийская) митрополия - были субъектами одного политического и, шире, цивилизационного процесса. Это был процесс размежевания в Юго-Восточной и Восточной Европе. Ветер Смуты дул из Варшавы, но это был лишь отголосок колоссального циклона, бушевавшего над Балканами. Я в июле 2018 года проехал по местам Банатского восстания 1594 года, с которого началось движение, приведшее ко кратковременному освобождению Софии от турок (1598 г.) и - тоже кратковременному - объединению валашских, молдавских и трансильванских земель. Ставки в межцивилизационной игре-войне на рубеже XVI и XVII столетий из-за этих событий чрезвычайно повысились. Рычагом, при помощи которого можно было перевернуть Землю, показался тогда папской курии (ведшей переговоры и с поляками, и с молдаванами, и с ускоками, и с Венецией...) Гришка Отрепьев. Поражение болгарских и герцеговинских повстанцев в 1612-1614 гг. развеяло иллюзии на тему помощи Запада сербам в борьбе против турок - и единственным маяком в пучине "пашалука" стала Москва. Но и 1995 год, год "Дейтона", развеял в старшем поколении сербских традиционалистов иллюзии о "христианском Западе" как союзнике в борьбе против "коммунизма"! Две смуты, рубежа XVI- XVII и XX-XXI столетий, оказались очень близки. Из окна отеля "Босна" в Баня-Луке мне открылось сразу несколько исторических эпох. Но точкой пересечения этих эпох стал монастырь Озрен. За моей спиной будто стояли - иконописец Страхиня, несомненно, знакомый с изографами московской Оружейной палаты, Александр Гильфердинг, посвятивший Озрену пару строк в своём знаменитом дневнике, бойцы Милеты Деспотовича, четники 1992 года... А передо мной - почитаемым образом своим предстал Король Св. Стефан Драгутин.
Tags: Сербская Голгофа, личное
Subscribe

  • Аξιος!

    Дамаск, 5 июня. Военнослужащие ВКС РФ совершили православный молебен на военном аэродроме в сирийской провинции Ракка. Службу провел помощник…

  • Карел Крамарж: "Россия должна жить и дышать!" (1 марта 1921 года)

    Листаю гласило Сербской Народной Радикальной партии, "Заставу". Интервью Крамаржа, премьера Чехо-Словакии. "Россия должна иметь выход в Чёрное море…

  • Егор Холмогоров: Варварство осознало себя

    Варварство осознало себя, философски сформулировало, получило кафедры в университетах и будет теперь менторским тоном варваризировать цивилизацию.…

Comments for this post were disabled by the author