barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Панагия Агиосоритисса (Advocata). Константинополь , VII век.



Недостающее звено между фаюмским портретом и иконой доиконоборческого периода. А фаюмский портрет есть законное чадо помпейской фрески. Иконоборцы ненавидели и крушили христианскую античность. Им были невыносимы песнопения, равные "Илиаде", Агиосоритиссы, мерцающая как утреннее море мозаика (мавзолей Галлы Плацидии!!), Антикитерские диски, триумфальные статуи и арки, где аллегории Победы и Мира осенялись Крестом. Для пришельцев из полудикой Исаврии блистательный Второй Рим был столь же чужд и враждебен, как для Алариха и Гейзериха - Рим Первый. Иконоборчество обыкновенно объясняют стремлением "доказать" что-то там распространявшемуся по востоку исламу. Думаю, Лев Исавр не был столь глуп, чтобы не понимать: с арабскими захватчиками можно разговаривать только на языке баллист и греческого огня. Нет, дело не в исламе. Давало о себе знать так и не отболевшее подспудное монофизитство. Не будем забывать, что Египет был ослаблен перед арабским завоеванием в том числе из-за террора параболанов, выродившихся за полвека из лояльного Церкви персонала противочумных карантинов в дикую секту: думаю, среди тех, кто влачил на верёвке по улицам Александрии тело Св. Патриарха Протерия, нашлось несколько стариков, молодыми людьми участвовавших в расправе над Гипатией. Ех ungue leonem! Другое дело, что Св. Протерия тщательным образом вычеркнули из истории (его имени нет даже в русском Месяцеслове, если не ошибаюсь), а Гипатия, усилиями язычествующих фальсификаторов, стала "знаменем" в нечестной полемике. Кстати, в той же Александрии в конце всё того же Пятого века учился философ Северин Боэций, погибший от рук западных варваров-вестготов (обвинения, кстати, похожи на те, которые адресовались Гипатии). Но вот незадача - в 1883 году католики узаконили древнее местное почитание Св. Северина в Павии. Почему Северина-то в Александрии не убили? Потому что мужчина? Или потому, что параболанов и им подобных шатунов и болтунов наконец-то загнали в крысиные норы? Юстин - он такой, при нём не забалуешь:)
Всмотритесь в этот Лик... Так выглядело большинство икон в том, безвозвратно потерянном Константинополе 565 года, куда так хочется вернуться... А в провинции постепенно брали верх геометрические условности коптско-сирийского происхождения. Которые нет-нет да и проявятся в современной иконописи - под соусом "диалога с современным искусством". Нет бы энкаустические иконы начать возрождать или ввести в иконописных мастерских копирование фаюмских портретов и ранних икон, таких, как Агиосоритисса!
Tags: Иконопись
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author