barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Из письма N.N. Литургическая апологетика

Не помню, говорил ли я тебе о том, что в 2016-2017 годах (один учебный год во взрослой Воскресной школе Владимирского собора) я прочёл курс лекций о развитии православного Богослужения с Литургии Апостольских времён до акафистов XIX века. Я назвал курс «Литургической апологетикой», поскольку одной из главных его задач было доказательство ошибочности мнения, распространённого среди значительной части нецерковной интеллигенции (а ученики во взрослой Воскресной были как раз из интеллигенции) – мнения о том, будто бы вера в Бога, Св. Писание – это одно, а «бормотание», придуманное «попами» - дескать, совсем другое. Для таких убеждённых в своей «правоте» наше седмичное Богослужение, даже будучи переведённым на русский язык made in Ожегов, останется столь же непонятным, как и прежде. Я старался доказать, что Постная и Цветная Триодь, Октоих (по-старому Октай, я такие в руках держал), Минеи – ветви того же древа, что и Псалтирь, Паремийник (сборник ветхозаветных чтений на нынешней вечерней службе) и Евангелие Апракос. Сломаешь одну ветвь – дерево изуродуешь. Православное Богослужение старше Четвероевангелия, поскольку Литургию служили уже тогда, когда Евангелие от Иоанна было ещё не написано. Мы мало задумываемся над этим, у нас усвоен протестантский взгляд на Богослужение – сначала, мол, была Библия, а потом «приросло» всё остальное. Неправда это. Всё «росло» одновременно. Правило чтения XVII кафизмы так приросло к самой кафизме, что в церковно-славянских Псалтирях давно уже не печатают одного без другого. Сейчас, после Свв. Василия Великого, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, дерево выросло, но продолжает пускать веточки и листочки (молитва на освящение колесницы, заимствованная из греческих требников после 1988 г., каноны и акафисты Новомученикам). Дерево выросло, и не позволяет «селекционерам» сомнительного «литургического возрождения» произвольно пилить и искривлять свою крону. А плод – конечно, должен быть в сердце молящегося.
Tags: Богословие
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author