barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Празднование 14 февраля 1869 года в России

Литургическое отражение всеславянского памятного дня.
14 февраля (старого стиля) 1869 года в России торжественно отмечалось тысячелетие кончины Св. Константина (Кирилла), Первоучителя славянского. Центром празднования стал петербургский Исаакиевский собор. «В Петербурге день этот был отпразднован с особенною торжественностию. Учебные заведения были освобождены от занятий, в Исаакиевском соборе было совершено торжественное богослужение, в котором священнодействовали все высшие иерархи Русской Православной Церкви, находящиеся в настоящее время в нашей столице. Стечение народа в соборе было огромное. После обедни в придворной певческой капелле был духовный концерт, составленный из древнейших песнопений, исполненных на различные славянские «распевы», а вечером происходило торжественное заседание Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета, на котором, между прочим, между прочим, было объявлено об учреждении Кирилло-Мефодиевской премии за лучшие сочинения по вопросам до славянства относящимся, написанные учениками высших учебных заведений. Цель этой премии – поощрить наше учащееся юношество к познанию славянской истории...»[1.Внутренняя и внешняя политика//Всемирная иллюстрация. 1869. №8. С. 114]. Представитель движения «младочехов» Эдвард Грегр (1827-1907), в двуязычной (русско-чешской) книге о Кирилловском юбилее, приводит подробности: « Торжественное богослужение в Исаакиевском соборе началось в 10 часов. Громадный храм был полон народа...». В соборе присутствовали участники Санкт-Петербургского отдела Славянского комитета, «на многих присутствующих были видны сербские и вновь пожалованные черногорские ордена [2. Накануне в России побывал Князь Черногории Николай Петрович-Негош, принимавший у себя петербургских славянофилов, особой грамотой Князя и орденом Даниила был отмечен председатель Славянского комитета М.П. Погодин]; многие из членов Славянского комитета имели кокарды из лент, в которых соединены были славянские цвета – красный, синий и белый... Хоругвь Свв. Кирилла и Мефодия высилась направо от амвона, а при ней стоял её соорудитель, неутомимый поборник славянской идеи, слепец (Г.И.) Ширяев. Литургию совершал преосвященный Палладий (Раев), викарий Санкт-Петербургской епархии. Проповедь говорил ректор Петербургской Духовной академии, о. Янышев... Три митрополита (Санкт-Петербургский, Московский и Киевский [3. Исидор (Никольский), св. Иннокентий (Попов-Вениаминов), Арсений (Москвин)]), три архиепископа, в том числе преосвященный литовский Макарий (Булгаков), и до тридцати архимандритов, протоиереев и священников, в праздничном золотом облачении, служили соборне молебствие (Св. Кириллу)... Громадные толпы народа, не попавшие в собор, толпились на Исаакиевской площади.
Из собора лица, получившие билеты на духовное пение в придворной певческой капелле, отправились в здание капеллы. Здесь собралась блестящая и многочисленная публика на устроенное директором капеллы, г. Бахметевым, «торжество в память тысячелетия по кончине святителя Кирилла, просветителя Славян» (как было сказано на изящно отпечатанной славянскими буквами программе, служившей в то время входным билетом). Торжество это состояло из церковных песней и гимнов. Церковные песни были исполняемы по древним «роспевам» - греческому, сербскому, болгарскому, киевскому, столповому...» [4. Празднование тысячелетней памяти Первосвятителя Славян Св. Кирилла, 14 февраля 1869 г., в С.-Петербурге и Москве. Oslaveni tisicilete pamatky prosvetitele Slovanu Sv.Cyrilla, 14/27 unora 1869 r. v Petrohrade a v Moskve. V Praze. Tiskem dra Edv. Gregra. – Nakladem vlastnim. 1869. С. 5-6].
Торжества в тот же день прошли также и в Москве, и нескольких важных городах Российской Империи – Ковно (Каунасе), Киеве (богослужение в храме Св. Софии), Херсоне, Севастополе, Вильне (Вильнюсе) [5. Там же. С. 57-58]. В Москве, в соборе Чудова монастыря и во всех приходских церквах состоялись торжественные службы [6. Черных Е.А. Восстановление официального почитания Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в Российской Империи XIX века//CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Выпуск VIII. 2017.С. 110-111 ]. Примером подробного описания провинциального торжества в честь Св. Кирилла может служить статья в «Донских Епархиальных ведомостях»: «...Во всех градских церквах [Новочеркасска] совершены были Божественные литургии с молебствиями Св. Кириллу; а в половине 11 часа утра все новочеркасские священнослужители собрались в кафедральном соборе. Литургию в соборе совершал сам Высокопреосвященный [Платон (Городецкий)] с двумя архимандритами и четырьмя священниками... Кафедральный собор , как в великие праздники, наполнен был молящимися... Большую часть их ... составляли воспитанники и воспитанницы новочеркасских учебных заведений... присутствовал и сам господин Наказной Атаман Войска Донского, Михаил Иванович Чертков [1829—1905 гг.]. ... Высокопреосвященный с заметным воодушевлением сказал: «Даруй, Господи, всем славянским народам, и первее всего нашему русскому, то, чего желал им при блаженной кончине своей приснопамятный просветитель их, - даруй им, Господи, мир и единодушие, преспеяние в Св. Вере и добродетели, благоустройство и порядок во всём, а купно здравие, благоденствие и многая лета!» [7. Празднование в Новочеркасске тысячелетия со дня кончины Св. Кирилла, просветителя славян.//Донские Епарх. ведомости. 1869. №8. Отд. неоф. С. 133-134 ].
В Одессе, после 1856 года ставшей неофициальным центром для собирания пророссийских сил в болгарском и сербском народах, торжества прошли не менее масштабно. «Начальство Одесского учебного округа пригласило гимназии и [Новороссийский] университет дружно совершить воспоминание об исполнившемся тысячелетии [кончины Св. Кирилла]... Собравшись в университетской церкви, ученики и студенты, учители и профессора выслушали молебствие Св. славянскому первоучителю, совершённое соборне профессором богословия и законоучителями гимназий. Сочувствуя каждому возгласу священнодействовавших, присутствующие привели на память и подвиги, и благотворное учение виновников славянского Богослужения. Такому настроению содействовали слухи, что в Одессе предположено образовать Славянское благотворительное общество имени Свв. Кирилла и Мефодия и надежда, что и на земле, освящённой стопами Свв. Славянских апостолов, положится начало поощрительным в духе славянского Богослужения благотворениям» [8. Приложение к III тому записок Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1869.С. 1-2].
Tags: Кирилло-Мефодиевская идея, Славянское Благотворительное общество
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author