?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало: https://barjaktarevic.livejournal.com/5170315.html
Профессор Н.А. Заозерский в "Минских Епархиальных ведомостях" летом 1917 года поместил весьма саркастический памфлет против революционного хаоса под названием "Что может внести церковь в государственное строительство?". "Увлёкшись безграничной свободой, свободные граждане, или "свободные товарищи", если не совсем позабыли, то как бы на время оттолкнули от себя требования совести и долга: "Прочь всякие ограничения, да здравствует свобода!".
Вот этот-то лозунг и им подобные и поддерживают тучи, омрачающие наше светлое состояние свободы и угрожающие в будущем совершенной её утратою [почти как у Розанова: "мы тут хотим взбеситься, а нам предлагают лекарство от бешенства"! - ведь любое ограничение вседозволенности воспринималось Керенским и компанией как "контрреволюция"].
... Необходимо напомнить, что специально в русской, нашей отечественной, как и вообще славянской истории именно Православная Церковь служила силою, возбуждающею чувство долга и веления совести в смутные моменты их угасания. Вспомните смутное время и пламенные речи Святителя Гермогена: "За Веру и Отечество!"
Вспомните сербский лозунг: "За честный крест и золотую свободу"...
(№9-10, 1-15 июня 1917 года. с. 157-158).
Профессор Заозерский уже летом 1917 года определил состояние государства как смуту.Несомненно, он выражал не только своё личное мнение. Пензенский епархиальный корреспондент писал о настроениях в обществе летом 1917 года: "Среди духовенства были есть отдельные представители, может быть, даже не так малочисленные, которые стояли и стоят (! - А.П.) за старый строй, но в каком же сословии или классе общества их нет?..." (О современном положении духовенства Православной Церкви//Пензенские Епархиальные ведомости. 1917. №19.С. 589). О таком "отдельном представителе", сохранившем здравый рассудок и здравые понятия о национальной жизни, поведали "Забайкальские Епархиальные ведомости". 17-18 апреля 1917 года читинский батюшка о. Николай Элизен (упоминается как сослужащий Архиерею ещё в 1902 г.), настоятель Введенской церкви при Забайкальском епархиальном женском училище, в одиночку против 59 собратьев-пастырей пытался защитить принцип союза Церкви и государства.
"Священник о. Николай Элизен примерами из истории русского народа доказывает, что влияние церкви на государство было благотворным. С окончанием влияния явится расшатанность устоев государства.
... Церковь ... признала в известную минуту власть эту (самодержавие), как твёрдую и необходимую власть для того, чтобы государство не рушилось... Церковь оказала услуги государству, и оно не должно забывать это. Союз Церкви с государством должен продолжаться...".
18 апреля 1917 года о. Николай произнёс целую речь в защиту национальных традиций. "В своём слове оратор указывает на желательную неотделимость Церкви от государства, подкрепляя свои доводы тем, что русский народ религиозен и вся жизнь его и государственность устроялась в полном союзе с православной верой. Вера эта, не ослабевающая и ныне, служит укреплением нравственных устоев, с уничтожением влияния её таковые расшатаются и поведут к разрушению государства. Преподавание Закона Божия в школах при союзе Церкви с государством воспитывает в добрых началах юношество. Указывает оратор на неблаготворное влияние отделения церкви и государства во Франции и, наоборот. на благотворность союза церкви с государством в Англии". Такой прозрачный намёк на монархическое правление в апреле 1917 года чрезвычайно ценен как пример смелости, мысли о. Николая весьма сильно перекликаются с мыслями Н.А. Заозерского (Материалы по вопросам, выдвинутым текущим текущим моментом (Протоколы предсъездного совещания).//Забайкальские Епархиальные ведомости. 1917. №9-10. 1-15 мая. С. 334-335, 339).
Если вывести общий знаменатель для взглядов тех, кто не выражал радости в марте 1917 года, то он будет выглядеть так: "В устроении русской жизни нужно сначала всё хорошенько продумать, взвесить, а потом уже и перестраивать. Нельзя рубить с плеча; не годится ломать сразу всё старое потому только, что оно старое, потому что и в нём не всё плохо; нельзя браться сразу за одно только новое, будто всё, что ново, то и хорошо; опыт покажет, что и новое кое-что нужно будет отбросить". (П.М.А. Какая сила должна преобладать в новом устроении русской жизни (Для поучения или собеседования)//Пензенские Епарх. ведомости. 1917. №13. 1 июля. С. 342).
В том то и трагедия России, ввергнутой 102 года назад в водоворот "измены, трусости и обмана", что народ раскололся на тех, кто не хотел "рубить с плеча", и тех, кто об этой рубке только и мечтал. И первые приняли смерть от рук вторых, но не все..
К нам, отдалённым потомкам расколовшегося в 1917 году народа, обращены слова корреспондента пензенской епархиальной газеты, утешавшего оскорблённых монахов и монахинь в 1917 году: "Надейтесь, что ваш подвиг найдёт себе должную оценку у "настоящего" народа... Тут (в погромах монастырей - А.П.) действует "народ", не помнящий Святой Руси, опоенный немецким социализмом" (Мирянин В.М. В защиту монастырей//Пензенские ЕВ. 1917. №25. 1 ноября С. 791).
Настоящий русский православный народ, устами Отцов Архиерейского Собора 2000 года, дал оценку подвигу тех, о ком писал пензенский брат во Христе 102 года назад. И эта оценка, о которой "изволися Духу Святому", уже никогда не изменится.
Святые Царственные Мученики и все Новомученики Российские, молите Бога о нас!

Profile

РЛ
barjaktarevic
barjaktarevic

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow