barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Станция Лиски и окрестности в 1894 году (в цифрах).

1894 год для Воронежской губернии в целом можно было считать неплохим, а для губернского города и Острогожского уезда - даже хорошим. Численность населения по губернии увеличилась на 1, 37 процента, из трёх уездов, из которых впоследствии скроили Лискинский район, уменьшилось число жителей только в Бобровском (из-за эпидемии дифтерита и переселения жителей в губернский город для устройства на заводы - 7026 чел.). Наибольший прирост наблюдался в Острогожском уезде (3269 чел), в Коротоякском населения стало больше на 1737 человек. Озимые хлеба уродились хорошо, "зерно получилось высокого достоинства, - крупное и полновесное".
Коротоякский и Бобровский уезды дали, по меркам того времени, "отличный урожай" (по сравнению с предыдущими и последующими годами: 84-97 мер озимой ржи с десятины, что равняется, по максимуму, 695,13 кг., около 7 центнеров с 1.09 гектара - при отсутствии современных способов землепользования, сопоставимо с показателями 1998 г. по России, тогда собрали 10, 2 центнера с гектара: http://ab-centre.ru/page/urozhaynost-rzhi). Яровая пшеница дала слабую отдачу, впрочем, только если считать в целом - по уездам результаты разнились. Хлебные цены по губернии снизились, что повлияло на снижение цен по другим категориям товаров. Пуд ржаной муки стоил по губернии 32 копейки, четверть (57, 33 кг) яровой пшеницы - 3 рубля 96 копеек, картофель на четверть - 71 копейку, гречиха на четверть - 3 рубля 59 копеек; пуд (16,38 кг.) говядины - 2 рубля 97 копеек, пуд баранины - 2 рубля 62 копейки, пуд свинины - 3 рубля 20 копеек, пуд коровьего масла - 9 рублей 26 копеек. Если принять стоимость 57 кг картошки за 71 копейку, немного закружится голова:).
Обратимся теперь к заработным платам (жалованию) рабочих и служащих на станции 2-го класса Лиски Юго-Восточных железных дорог. Начальник станции получал 900 рублей в год, то есть 75 рублей в месяц. На эти деньги (в месяц) он мог, теоретически, купить 234, 4 пуда ржаной муки, или 18, 9 четвертей яровой пшеницы, или 105, 6 четвертей картофеля, или 20.9 четвертей гречихи, или 23, 4 пуда свинины.
То есть, жалование было относительно высоким.
Помощник начальника станции получал 600 рублей в год, 50 рублей в месяц. Это жалование - немного выше среднего.
Сторож станции - 108 рублей в год, 9 рублей в месяц. Это жалование - низкое, самое низкое в приводимой номенклатуре. Впрочем, и оно (вероятно, с неофициально предусмотренной подработкой на других должностях) позволяло хоть и скромно, но стабильно жить, кстати, в предоставленном помещении (сторожке).
Некоторые из работавших в депо и на путях получали значительно выше - составители поездов по 30 рублей в месяц. Сцепщик и стрелочник - по 15 рублей в месяц. Телеграфист получал 27 рублей в месяц, рассыльный - 12 рублей. Составители поездов и телеграфисты занимают среднее звено в цепочке возрастания заработной платы от сторожа до начальника станции.
Жалование машинистов приведено в других частях отчёта, так что о них - в другой раз.
Источники: Отчёт по эксплоатации Ю.-В. ж.д. ... 1894 г. С. 6, 36; Памятная книжка Воронежской губернии на 1896 г. Воронеж. 1896 (цифры приведены по 1894 г. - А.П.). Ч. 2.С. 5-6, 14.
Вывод - хорошую зарплату получали те, кто испытывал серьёзные интеллектуальные и физические нагрузки. Сверхнизкие зарплаты, вроде 2,5 -3 рублей в месяц, отсутствовали. Начальник станции получал в год меньше, чем директор гимназии - тому полагалось, без надбавок, 1200 рублей (1880-е гг.). Объяснялось это просто: начальник станции мог быть без высшего образования, а директор гимназии - нет.
К концу XIX века общественная градация по знатности уступала место градации по образованности. Я помню много рассказов и прочитанных статей о том, как выходцы из дворянских родов (преимущественно, польских) устраивались железнодорожными служащими, в то время как начальниками над ними могли быть сыновья купцов и мещан. Первые не заканчивали гимназий (иногда по принципиальным, как им казалось, соображениям), вторые - заканчивали гимназии и поступали в университеты.
Жаль, что у нас почти нет полноценных научных биографий начальников станций и их заместителей применительно к 1875-1916 гг. В 1894 году начальником станции Лиски был Дмитрий Евгеньевич Лавров (Пам. книжка, 1895. Адрес-календарь. Учр. М.П.С. С. 23).
А вот другие фамилии... Начальник станции Масловка - Юлиан Сильвестрович Стржалковский, товарной станции Воронеж - Казимир Донатович Кульчицкий, ст. Евдаково - Антоний Свенцицкий и т.д.
Tags: Железная дорога, краеведение, личное
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author