Я постепенно накопил дома довольно большой запас старых газет - с 1969 по 1992 годы. Так вот, в 1970-1980-е годы пресса и политики США постоянно обвиняли СССР в "связях с международным терроризмом". "СССР - спонсор терроризма!" - это был пропагандистский штамп, на котором "выезжали" даже явные бездарности из числа "литературных негров" "Шпигеля", "Нью-Йорк Таймс" или "Вашингтон пост". Но это был шулерский приём, поскольку в число "террористов" включались организации, с которыми США впоследствии, после гибели СССР, установили доверительные отношения - "Организация освобождения Палестины" (лидеру которой Ясиру Арафату президенты США жали руку) или некоторые фракции "Африканского национального конгресса" ЮАР.
Современное поколение высших западных руководителей состарилось не только физически (Байден, Пенс, Болтон, Ж.-К. Юнкер, да и самого Трампа молодым не назовёшь). Оно фатально устарело в идейном смысле. Как постлибералы, повторяющие замшелые афоризмы фон Хайека и Айн Рэнд, так и фрейдо-марксо-маоисты, питающие своей (пост)пассионарной энергией антитрамповские протесты (среди вождей неомарксистов и вообще леваков тоже не видно молодых лиц - достаточно взглянуть на физиономии Джереми Корбина или Берни Сандерса). На фоне постаревших хиппи и бронзовеющих прототипов "Полковника" из "Аватара" (условный "Ципрас" vs условный "Болтон") тот же Маттео Сальвини выглядит поистине молодым политиком со свежими идеями. Драма Австрии, где местные геронтократы сожрали правительство молодых правых во главе с Курцем и Штрахе, может ещё кое-чему научить тех, кто способен учиться...
Трамп, по меньшей мере, честен. Ему надоели "сдержки и противовесы", которые с неподражаемым нарциссизмом выстраивала чета Клинтон (Билл, а затем Хиллари - в отведённые ему и ей сроки). Трамп твёрдо верит во всесилие США, в незыблемость принципов классического капитализма, эта вера - квазирелигиозная. Но даже такой примитивный суррогат веры даёт душе некоторую искренность. Искренность, которой не было ни у Клинтонов, ни у Обамы. Ключевая категория Трампа - сила (величие). Ключевая категория его противников - страх в сочетании с (перверсивной) сексуальностью. В этом смысле, конечно, современный американский левый дискурс есть продукт разложения (деконструкции) пуританства и барочного (ирландского) католического культа. А у Трампа - банальное псевдо-древнеримское язычество. Романтизированные, прошедшие через призму Просвещения отголоски Эпикура и Цицерона. Трамп не демонстрирует (возможно, даже не знает) рефлексии и многослойности - и этим шокирует искушённую публику. Но как по мне, так искренний враг лучше неискреннего.
А друзей искать среди западных руководителей - занятие напрасное.
А.П.