barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Смысловой ряд из статьи провинциального священника (1915 г.)

"На всё привыкают ныне глядеть с немецкой точки зрения, со стороны "реальных польз", то есть, проще говоря, - со стороны грубого наличного интереса и подкрашенного лицемерием "требований времени" зоологического эгоизма... Та духовная мертвечина давно и безповоротно осуждена и осмеяна лучшими людьми из самой же интеллигенции, как Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, проф. С. Булгаков, проф. Г. Челпанов, Н.Н. Неплюев, Сергей Нилус, В.П. Быков, Е. Поселянин, М.В. Лодыженский, проф. А. Шилтов, проф. Пирогов, проф. А. Тихомиров...".
С.К., свящ Немецкий гипноз в обыденной жизни духовенства. // Минские Епархиальные ведомости. - 1915. №13. С. 329.
Смысловой ряд весьма примечателен - С. А. Нилус вместе с Ф.М. Достоевским (это, если подумать, весьма логично), но что любопытно: об одних мыслителях из этого смыслового ряда мы сейчас знаем довольно много (Владимир Соловьёв, С.Н. Булгаков, Н.И. Пирогов, Г.И. Челпанов...), о других знает в основном наш круг (Н.Н. Неплюев - основатель Черниговского Трудового Братства, попечитель Московского учебного округа в 1911-1917 гг. и основатель научной школы русского шелководства А.А. Тихомиров, писатель и административно-политический деятель М.В. Лодыженский). Но имя профессора Александра Минаевича Шилтова (1837+после 1914 г.) сейчас практически неизвестно. Почётный ординарный профессор медицинского факультета Харьковского университета по кафедре частной патологии и терапии, статский советник и кавалер ордена Св. Станислава 3-ей степени А.М. Шилтов - один из наиболее известных в своё время врачей - критиков материализма. Упоминания о нём в интернете практически полностью состоят из перепечаток дореволюционных биографических справок, не удосужились даже проверить дату его кончины (по адрес-календарям его карьера прослеживается до 1915 г., после чего он, вероятно, вышел в отставку, в то время как в справках дата кончины указывается гадательно - то "после 1901 г.", то "после 1902 г."). Харьков вообще был бастионом православного мiровоззрения - там трудились жёсткий критик марксизма и материализма протоиерей Н.И. Липский, замечательный историк профессор А.С. Вязигин (зверски убитый большевиками в сентябре 1919 г.).
Имя А.М. Шилтова, как и имя А.С. Вязигина, было изгнано из истории науки после 1917 г.: не имея аргументов для полноценного спора с идеологическими противниками, безбожники просто сделали вид, что их не существует. Это как с письмом Белинского Гоголю - школьников пичкали Белинским, не давая возможности прочитать книгу, которую Белинский критиковал, хотя бы в объёме хрестоматийного отрывка. То же самое в отношении Н.Я. Данилевского и П.Д. Юркевича - о них знали только потому, что Климент Тимирязев и Чернышевский поливали их помоями. О Константине Леонтьеве в СССР знали единицы. С Достоевским "что-то пошло не так" - хотя, как видим, это был настоящий "апологет поповщины" ("попы" так именно и считали). Достоевский оказался сильнее Ленина.
И слава Богу!
Tags: Противостояние экуменизму и обновленчест, средний европеец как орудие разрушения
Subscribe

  • Василий Лановой о единстве нашем с Белой Русью

    Лановой не устает говорить о духовности, о любви к Родине, о проблемах нравственного воспитания. Он убежден, что без восстановления нравственности,…

  • Разгоняя бело-красно-белый морок!

    Во время ставшей уже традиционной воскресной акции протеста в Минске на улицы города неожиданно вышли трактора. Железная колонна с оглушительным…

  • Москва - гродненцам (1870)

    1870 г… Получено было мною письмо Прасковьи Ильиничны Чепелевской следующего содержания: «Иконы (для белорусских приходов) уложены и будут доставлены…

Comments for this post were disabled by the author