barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Тихий подвиг. Церковная школа в Лискинском крае в 1908-1910 гг.

«Духовенство создало несомненно огромное школьное дело. А если так, если оно доказало желание и умение трудиться на поприще школьного дела, то, естественно, пора прекратить несправедливое отношение к нему...» - говорил в 1908 году с думской трибуны священномученик Митрофан (Краснопольский). Период 1905-1914 годов был для церковно-приходской школы временем испытаний. С одной стороны, она подвергалась нажиму от земских школ, находившихся под влиянием либерально настроенной интеллигенции. С другой стороны, в Государственной думе постоянно поднимался вопрос об изъятии церковно-приходских школ из ведения Святейшего Синода и передаче их Министерству народного просвещения – с очевидной целью изгнать из церковных школ христианскую нравственность и заместить её некоей «общечеловеческой» моралью. Думские либералы вообще были склонны недооценивать значение воспитания в школьном деле, придавая обучению наукам не свойственную ему абсолютную нравственную силу (между тем как точные и естественные науки нравственно нейтральны). Кроме того. после начала столыпинских аграрных реформ (1906 г.) остро встал вопрос о церковном окормлении крестьян, отселявшихся на хутора, а также, естественно, и о собирании хуторских детей в школы или о строительстве школ в растущих хуторах и на «выселках». Св. Синод поставил своими задачами кардинальное улучшение качества педагогических кадров, а также перевод приходских школ самой низшей ступени (школ грамоты) на следующий уровень – одноклассных церковно-приходских школ, с последующим включением их в школьные сети, предназначенные для введения всеобщего начального обучения в Российской Империи. Решение этих задач легло на плечи священнослужителей – законоучителей и их зачастую юных коллег, учителей и учительниц церковно-приходских школ, только что вышедших из стен семинарий и женских епархиальных училищ. Тихий подвиг носителей, а тем паче носительниц христианского духа народного просвещения, смело шедших в самую гущу крестьянской жизни для продолжения, в новых условиях, подвига Свв. Кирилла и Мефодия, был на много десятилетий предан забвению. Но остались свидетельства о нём, и они помогут нам, через 110 лет, услышать поступь и речь тихих подвижников и подвижниц. Сведения, представленные в настоящей статье, позаимствованы из сборников: «Отчёт о состоянии церковных школ в Воронежской епархии за 1908-1909 учебный год; Журнал Съезда церковно-школьных деятелей Воронежской епархии, бывшего в г. Воронеже с 13 по 15 июня 1909 года. Воронеж, 1910 г.» и «Отчёт Воронежского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Воронежской епархии... за 1909-1910 учебный год... Воронеж, 1911 г. ». Из второй книги мы узнаём о трудах священника и попечителя в селе Ново-Покровском, то есть, в будущем городе Лиски: «Заслуживают особой признательности труды и личные затраты некоторых о.о. заведующих и попечителей, строивших школы, не взирая на неполучение или замедление в получении субсидий. Таковы... о. Заведывающий Новопокровской школы, того же (Бобровского) уезда священник П. Аггеев и попечитель той же школы г. Лисицын...». На церковно-приходскую школу в Новой Покровке было выделено 400 рублей, и она ещё строилась. Для сравнения – школа в селе Коломыцево получила централизованную субсидию на огромную сумму – 900 рублей.
Вообще же пособия до 1913 г. удалось получать не очень большому числу школ: при содействии Синодального и Епархиального Училищных Советов получали денежные пособия для улучшения школьных помещений в 1909-1910 гг. церковно-приходские школы: Димитриевская Коротоякского уезда (300 рублей), Пуховская Острогожского уезда (100 рублей). Иногда батюшкам из нашего края приходилось подавать пример священникам из других приходов епархии: «Мы считаем долгом указать, как на пример для подражания, на о. заведывающего Средне-Икорецкой школы грамоты священника Павла Автономова, который неопустительно присутствует на утренней молитве в школе, сопровождая её краткими назидательными беседами, а затем начинает учебный день уроками по Закону Божию». (Отчёт Бобровского о. Наблюдателя)». В церковно-приходских школах вводились новые учебные предметы. В коломыцевской школе велось преподавание гимнастики «местным унтер-офицером». В школе села Почепского преподавалось рукоделие. «Во многих школах ... Бобровского, Коротоякского уездов ... введено преподавание русской истории и географии» (Отчёт... 1909 – 1910 гг. С. 18). Церковно-приходские школы Воронежской епархии приняли участие во Всероссийской церковно-школьной выставке. Свои экспонаты представили, в частности, Тресоруковская и Дивногорская монастырская школы.
Дивногорью Училищный совет уделял особенное внимание. В «Журнале Съезда церковно-школьных деятелей Воронежской епархии, бывшего в г. Воронеже с 13 по 15 июня 1909 года» говорится: «В … воспитательных видах рекомендовать вниманию о. заведующих и учащихся:
… а) Паломничества, как одно из важных средств и способов воспитания религиозного чувства учащихся, каковые паломничества могли бы быть с великою пользою устраиваемы в .... монастыри: Дивногорский, Белогорский, Валуйский и др., б). устройство школьных праздников, особенно в честь Свв. Равноапостольных Кирилла и Мефодия». Примечательно, что уже тогда Церковь призывала озаботиться защитой окружающей среды: при школах рекомендовано было устроить из учащихся «общества в роде «Майских Союзов» для защиты животных и птиц…» (С. 16). Проводились мероприятия по распространению грамотности среди взрослых: «Среднеикорецкая [воскресная школа] при церковно-приходской школе, открыта 14 ноября 1908 года священников П. Автономовым и учительницей Н. Тарасенковой. Обучались 24 взрослые девицы».
Отмечались труды священнослужителей, самоотверженно трудившихся на ниве христианского воспитания – жителей нашего края. Запомним эти имена... «Список О.о. заведывающих и законоучителей, заявивших себя усердным отношением к церковным школам: Бобровский уезд… Масловской – протоиерей Николай Поликарпов; Средне-Икорецкой – священник Павел Автономов; Старо-Покровской – священник Иоанн Виноградов; Коротоякский уезд… Аношкинской – священник Иеремия Трофименко; Димитриевской – священник Стефан Попов; Задонской [Троицкой] – священник Николай Адамов; Машкинской – священник Димитрий Бучнев; Новохворостанской [Давыдовской] – священник Василий Попов; Старохворостанской – священник Михаил Путинцев; Острогожский уезд… Дивногорской – Архимандрит Флорентий». Был представлен также список учителей и учительниц, «с особым усердием и успехами преподававших в церковных школах» - Бобровский уезд: Масловской – Екатерина Пересветова; Коротоякский уезд: Алеменской – Иван Иванов; Аношкинской – Мария Корыстина; Димитриевской – Мария Косицына; Ново-Хворостанской – Таисия Алексеевская; Острогожский уезд: Лисянской – Мария Верижская; Пуховской – Анна Смирнова; Селявенской – Елена Попова (С. 41-48).
В 1909-1910 гг. наблюдатели отметили заслуги, наряду с уже упомянутыми, о. Николая Борисоглебского (Бодеевка), о. Владимира Романовского (Селявное Коротоякского уезда), о. Петра Животкова из Пухово, о. Николая Проскурякова из Коломыцева. Добавились и новые имена в список учителей – мирян: Петра Поликарпова (школа Никольская – Духовская), Натальи Тарасенковой (Средний Икорец), Анны Кекушевой (Бодеевка), Марии Адриановой (Задонская слобода – Троицкое), Марии Ефремовой (Машкино), Н. Линникова (Старая Хворостань).
Церковная школа была растущим, набиравшим жизненный опыт организмом. Были болезни роста, но была и молодая сила, смелость идти к бедным и страждущим детям. Смелость разъяснять суровым степным хозяевам необходимость получения навыков чтения и письма не только для мальчиков, но и для девочек... Была горячая вера в помощь Господа и заступничество Его угодников Митрофана и Тихона. Дай Бог и нам, учителям XXI века, иметь хоть малую толику той молодой силы и чистой веры!
Кандидат исторических наук Алексей Поповкин.
Tags: Моё творчество, Педагогика, Церковная летопись, краеведение
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author