barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Η MYPEΛAIΩTHCA. Копия Иорданской иконы Божией Матери в наших краях.


Иорданская (Мироточивая) икона Божией Матери была известна была уже в XII в., в монастыре аввы Герасима: по упразднении его, перенесена в Иерусалим и находится в Старой Патриархии, в церкви свв. Константина и Елены.
http://pravicon.com/icons_unpublished.html?id=88
Общий вид копии конца XIX века, красочный слой на ликах, к сожалению, угас:

Оригинал (?):

Греческий исследователь Мильтос Гаридис пишет: "Двусторонняя икона, несущая с одной стороны изображение Богородицы с Младенцем в окружении пророков, покрытое серебряным окладом (высота 0,60 м, ширина 0,45 м); с другой стороны - икона Святого Герасима и льва (Каламон), ... серебряный оклад (с изображениями 12 пророков) добавлен в семнадцатом веке..." (ниже будет поправка насчёт последнего утверждения)
Взято отсюда, по ссылке: https://azbyka.ru/forum/threads/pomogite-uznat-nazvanie-ikony-bogorodicy.22621/
Архимандрит Леонид (Кавелин) пишет об этом св. образе: "[Церковь] Свв. равноапостольных Константина и Елены, домовая патриаршая, возобновлена Патриархом Софронием (1579), для вечной памяти своих родителей; иконостас и царские врата того времени ныне находятся в лавре Св. Саввы, в пещерной церкви Св. Николая. Украшена благолепно: иконы хорошего иконного письма... Из икон этого храма заслуживает особого внимания древняя икона Божией Матери Иорданской, перенесенная из упраздненного Иорданского монастыря аввы Герасима; изображение сего святого находится на задней стороне иконы. Об этой иконе, как чудотворной, упоминает еще наш паломник XII века игумен Даниил, который поклонялся ей еще в Иорданском монастыре аввы Герасима, построенном, по его сказанию, на месте, где по преданию имело ночлег Святое Семейство во время своего бегства из Вифлеема в Египет. Икона эта была главной святыней сей пустынной обители, а посему вероятно, что и время написания ее восходит к началу самой обители, а следовательно к V веку. Она имеет басменный серебряный оклад, не уступающий древностью иконе".
https://religion.wikireading.ru/224976
Как отмечал, если не ошибаюсь, Епископ Порфирий (Успенский), окончание "- отисса" в названиях византийских чудотворных икон означает место происхождения (и первоначальных чудес) - например "Спилеотисса" - "Пещерная". Название "Мирелеотисса" - возможно, указывает на монастырь Мирелейон в Константинополе, известный по событиям X - XII веков (ныне - мечеть Бодрум; кстати, паша, переделавший Св. обитель в мечеть, сломал ногу и погиб мучительной смертью). По одним данным, Мирелеон построен Михаилом Куропалатом, по другим - на сто лет спустя, патрицием Львом при Императоре Романе (920-943, сведения Н.П. Кондакова).
Изображение пророков сближает Мирелейскую (Иорданскую) икону Богородицы с изводом "Древо Иессеево":

Кстати, это единственная славянская надпись, остальные правильные греческие. Подлинника я не видел, не знаю, скопировали ли надпись с него или добавили "ять" уже при изготовлении копии для русских паломников. Судя по фото, представленному как предполагаемый подлинник, надпись всё-таки греческая, а "ять" добавлена уже копиистом, в расчёте именно на русских паломников.

Святые цари и пророки Давид и Соломон.
Пример разницы в работе: сочетание тонкой гравировки и грубой чеканки:


Лик Богомладенца частично сохранился:
Tags: Императорское Палестинское об-во, личное
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author