barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Category:

О пуританской "морали" и её отличии от православной морали

«Преодоление страстей должно состоять не в насильственном подавлении их, а в переуклонении их на путь духовного созерцания. Страсть должна не угаснуть, не исчезнуть, не подвергнутся узилищу наподобие заключенного в тюрьме каторжного злодея; наподобие посаженного в клетку дикого зверя, ибо, заключенная в подземелье бессознательного, она будет жить крадучись, глядеть из глаз и прорываться в словах или оттенках словесных, в поступках в способах их совершения; а запертая в клетку, она будет ждать мига, когда сторож забудет запереть дверь и она сможет вырваться на волю. Чистота души от страстей и грехов состоит не в том, что страсти остаются прилепленными к пошлым содержаниям, но не смеют и не могут изживаться в пошлых актах, и притом только потому, что сильная воля (у кого она имеется!) неустанно и строго бдит над грешными страстями и ставит им ежеминутно насильственные препятствия. Такая душа жаждет пошлости, которую сама себе запрещает: она дышит злом — завистью, ненавистью, местью — но вовремя пресекает его осуществление; она мечтает о грехе и все время старается не поддаться этой мечте. Сердце такого человека любит ничтожное и лелеет злобу; и он жестоко ошибается, если воображает, что этого достаточно и что очищение его состоялось. Очищение требует, прежде всего, чтобы сердце человека разлюбило ничтожное, пошлое, грех и зло: «отлепилось» от него, охладело к нему, не мечтало о нем, не «вожделело» его; угасло бы для него...» ...
Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта.
Tags: Богословие, Философия, Этика
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author