barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Category:

Славянский вопрос на страницах «Волынских Епархиальных Ведомостей».

1. «Славянский клуб в Москве. «Санкт-Петербургские ведомости» сообщают, что министр внутренних дел утвердил устав Московского Славянского Клуба. Тщательно уклоняясь от всяких политических целей, клуб создаётся для общения между проживающими в Москве и приезжающими из других городов и из-за границы западными и южными славянами, а также будет оказывать помощь прибывающим в Россию славянам, путём субсидий, приискания для них мест и т.д. При клубе будет библиотека и читальня. В последней предполагается собрать все периодические славянские издания текущего времени.
Венды близ Берлина, Любена и Любенау. В газету «Дневник Польский» пишут: «В 70 верстах от Берлина, река Шпре(е) бежит по густому лесу, называемому Шпревальд, который был некогда крайним пределом, которого достигли славяне на Западе во втором столетии. В упомянутой местности река Шпре(е) разливается на множество ручейков. Здесь обитает народ, ещё и доныне говорящий славянским наречием: это – остатки Вендов. Им принадлежит город Cottbus, который они называют «место» [то есть, речь идёт о нижнелужицкой языковой области, т.н. dolnoserbšćina - А.П.]. Поселения Вендов распространены также около Любена и Любенау. Германское правительство не преследует их, даже оберегает, как археологический памятник, ускользнувший от немецкого всепоглощения».
Волынские Епархиальные Ведомости. 1890. №15. 21 мая. С. 473.

2. Вопрос о кириллице.
… Известный русско-славянский деятель А.А. Кривцов из Одессы напечатал письмо, которое служит лучшим ответом на отзывы польских газет. Оно гласит: «Идея созвания всеславянского съезда для обсуждения вопроса об изгнании «латинки», как оказывается, встречает сочувствие в большинстве славянских земель; но есть и недовольные ею. Так, поляки в этом, как (и) в многих других общеславянских вопросах, стали в стороне. По крайней мере, многие из польских и полякующих газет, вместо того, чтобы откликнуться на призыв, заговорили о необходимости-де «обсудить положение Польши под русскою властью». Странное заблуждение, неуместное отношение к делу. Не время теперь сводить старые счёты, когда исконный враг славянства – пангерманизм стучится в дверь славянского дома… Неужели поляки из ненависти к России решатся пожертвовать своим славянским происхождением? Неужели злосчастный пример поморян и других славянских племён, попавших в немецкие когти и преобразившихся в бранденбургцев и восточных пруссаков, их не образумит? … Ведь и теперь варцинская [вероятно, следует читать «Варминская», по имени Вармии – части Пруссии с католическим епископством Вармийским – А. П.] лиса спит и видит одно: как бы завладеть русскою Польшею и весьма тонко намекает на выгодность для России променять Польшу по Вислу на черноморские проливы [вероятно, здесь под «варминской лисой» Кривцов подразумевает либо Отто фон Бисмарка, либо самого Вильгельма II, любителя экстравагантных внешнеполитических комбинаций – А.П. ]. – Ну, а что, если русские, утомлённые польскими передрягами, признают для себя более целесообразным войти в предлагаемую сделку? Ведь тут нет ничего невероятного. Подумайте об этом, братья поляки, и вместо того, чтобы держаться особо, да толковать о том, чего не воротишь, соединитесь под славянским Кирилло-Мефодиевским стягом.
Странная насмешка судьбы. Первые, дошедшие до нас книги, напечатанные кириллицей, были напечатаны в стольном польском городе Кракове. Польским библиографам хорошо известно, что в этом городе Швайпольтом Фиолем в 1491 году напечатаны кириллицею Часослов, Осьмогласник, Триодь Цветная и Триодь Постная. Таким образом, в следующем, 1891 году, должен наступить четырёхсотлетний юбилей этого памятного для славян события. Что, если вся славянская семья пожелает отпраздновать этот юбилей созванием в Кракове предполагаемого всеславянского съезда? Как к этому обстоятельству отнесутся поляки? Примут ли на себя почётную, естественную роль хозяев празднования? Или же окажутся отщепенцами славянства? – Хотелось бы верить в первое». («Литовские Епархиальные Ведомости»).
Волынские Епархиальные Ведомости. 1890. №17. 11 июня. С. 556-557.
Tags: "Виртуальный музей панславизма"
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author