barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Category:

Вехи и пути русской цивилизации. Памяти Александра Васильевича Колчака.

Трезвая оценка итогов жизни адмирала Колчака, на мой взгляд, возможна только в рамках целостного русского национального мировоззрения. Не могут иметь значения ни оценки, исходящие от завзятых интернационалистов, большевиков слева, ни от современных поклонников различных европейских завоевателей России, большевиков "справа", как их называл Воевода Дитерихс. В чём были заслуги Колчака перед национальной Россией, и в чём была его трагедия, роковая двойственность, приведшая его не к Спасским воротам, а к иркутской полынье? Я сегодня перечитывал газету "Управления Челябинского уезда", "Вестник Приуралья", за 1919 год. Это официальный орган, он отражал точку зрения Верховного Правителя и тех слоёв общества, которые его поддерживали. Приведу две выдержки из неё. Одна - фельетон "За кулисами Версальской конференции", в выпуске от 18 марта.
"...- А меня, Россию, забыли, и я хочу быть на конференции, - опять раздаётся голос, на этот раз уже явственно.
Все оглядываются. посреди зала стоит некто, богатырского роста.
- Я хочу быть великим, - говорит он, - я воевал три года и потерял три миллиона человек убитыми и искалеченными.
"Великие" насмешливо переглядываются.
- Россия? Это ещё что за страна, я такой как будто не знаю. Помнится что-то смутно о каком-то народе, но его ведь больше нет (подчёркнуто и выделено мной - А.П.), я, по крайней мере, его не вижу и измерять отказываюсь, а впрочем, может, к малым причислим, если в самом деле докажете ваше существование. Джек, отправьте пожалуйста его в Бактериологический институт на Принцевых островах для микроскопического исследования.
Пусть там разберут.
Джек схватил было за руку богатыря, но тот вырвался у него из рук и с достоинством вышел...".
Господи, как же это знакомо! Словно увидели из 1919 года - 2001 год и призывы "готовится к миру без России".
Так вот, Колчак, прославившийся на фронтах Великой войны, и попытался напомнить о том, что Россия не погибла, что она существует и не тождественна "брест-литовской", капитулировавшей перед Вильгельмом Совдепии. Именно инстинктивное бытие России притягивало к Колчаку, как к магниту, карпатороссов, сербов, чехов... Впрочем, не только инстинктивное.
"25 мая в Челябинском Женском монастыре, при огромном стечении богомольцев, Высокопреосвященнейшим Мефодием, Архиепископом Оренбургским и Тургайским, совершена Литургия, а после нея, при участии Оренбургского, военного и беженского духовенства торжественное молебствие Св.Св. Просветителем Славян Мефодию и Кириллу..." (Торжественное богослужение//Вестник Приуралья. 1919. 28 мая).
За саму возможность безпрепятственно праздновать день всеславянского самосознания и просвещения нужно быть благодарным Верховному Правителю. Кирилло-Мефодиевская лампада, потухавшая в 1917-1918 гг., не угасла. Тихий её огонёк мало кому был виден, но остался цел. В Советской России - СССР упомянутый торжественный праздник будет возобновлён только в 1986 году. Возобновили бы раньше - глядишь, и не было бы позора 1991 года...
И здесь мы возвращаемся к трагической двойственности. В той же газете было напечатано несколько выдержек из интервью Колчака, в которых он настаивал на том, что в феврале 1917 года "умерла старая русская государственность", "умерла старая русская армия" и теперь всё нужно строить заново... Слава Богу, хоть весной 1919 года день февральского переворота Верховный Правитель сделал снова рабочим ("Вестник Приуралья" от 18 марта, если не ошибаюсь). Но - решившись однажды на компромисс с революцией, Колчак вступил на путь "непредрешенчества", и повис в воздухе вопрос - что же такое Россия, за волеизъявление которой необходимо бороться? "Вестник Приуралья" достаточно упорно пропагандировал именно идею Учредительного собрания - "Национального учредительного собрания". "Наша армия есть армия демократическая"... "Колчаковская" интеллигенция была национальной по эмоциям и инстинкту и - западнической по самосознанию. Эта битва между русским сердцем и "европейской" головой - главная битва Колчака. О том, выиграл ли он её или проиграл - судит Бог. Знаем одно - для большевиков такой проблемы вообще не существовало, для них в 1920 году Россия была не то куском "исторического навоза", не то поленом, которое уже брошено в топку всемирной революции.
Мы знаем - 100 лет назад пылающее от негодования и отчаяния, расколотое солнце тогдашней национального России было погружено в ледяные сибирские воды. Но его свет не угас. Пока слово "Россия" будет заставлять учащённо биться сердца народов нашей планеты - не угаснет и огонёк "Белой Сибири", вечно мерцающий и никогда не могущий найти себе места.
Вечная память...
Алексей Поповкин.
Tags: Белое Сопротивление
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author