barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Какого цвета бархат? Дух самопорицания страшнее ковида.

Как известно, осенью 1989 года в Центральной и Восточной Европе прошла череда "бархатных революций". Когда я учился в университете, я просматривал подшивки политических журналов 1989-1992 годов, и мне запомнилось название одной статьи: "Бархатная революция: какого цвета бархат?". Теперь нам ответили на этот вопрос. Коричневого. С самых первых дней ноября 1989 года стало возрождаться то, что было убито на улицах Праги в мае 1945 года. На месте памятника Коневу, возможно, поставят памятник Гейдриху. В рамках "покаяния перед немецким народом" (эта паранойя "покаяния перед судетскими немцами" отличала чешское диссидентство со времён Гавела). Это "покаяние" побитого холопа перед бывшим барином, который вернулся.
Путь чешской интеллектуальной элиты от Добровского и Шафарика, через Масарика, к Гавелу - тема отдельного разговора, тяжёлого и неприятного. Ритуальное самооплёвывание в связи с Краледворской рукописью, сервилизм перед немцами в 1914 и 1939 годах, малодушие в 1969-1970 гг. (под девизом "мы - малый народ!") - всё это не могло не закончиться унитазом на постаменте памятника маршалу Коневу. Дух самопорицания (великолепный термин Мило Ломпара) - это всеславянская болезнь. Только у сербов ею болеют в основном в крупных городах, и в Республике Сербской гораздо меньше, чем в Сербии (хотите познакомиться с сербами? -езжайте в Пале и Баня-Луку!). В Чехии эта гниль проела кости народа. Впрочем, не всё потеряно: самопорицание ещё обратимо. После самопорицания бывает изменение идентичности и "гордость" за "новое национальное сознание". Как на/в или у белорусских эмигрантов-1997 в Варшаве. Вот этой гадкой "гордости" у чехов пока нет. Но если мы будем бездействовать, колесо братоненавистничества и самопорицания будет вращаться дальше.
А.П.
Tags: славянофильская критика
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author