barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

"Славянский вопрос" на страницах Воронежских губернских ведомостей.

На сегодняшний день оцифрована и выложена в сеть только малая часть годовых подборок Воронежских губернских ведомостей. Однако и те фрагменты, которые стали доступны, дают впечатляющее представление об интересе редакции нашей губернской газеты к славянским делам. Предпосылки этого интереса восходят к середине XIX века, когда М.Ф. Де-Пуле и представители старого воронежского дворянского рода Веневитиновых сблизились с московскими интеллектуальными кругами. Справедливости ради нужно сказать, что в Воронеже всегда было ощутимо и влияние либералов-западников (контакты Кольцова с Белинским, западнические увлечения Станкевичей и Чертковых). Впрочем, И. А. Звегинцов, близкий к славянофилам в 1875-1877 годах, известен гораздо меньше, чем тот же Станкевич - здесь уже сказываются огрехи как дореволюционной, так и советской историографии: и петербургские официозные историки, и историки советские одинаково пренебрежительно относились к славянофилам. Итак, в Воронеже и среди воронежцев в столицах была целая группа людей, поддерживавших интерес к славянству: Де-Пуле, А.С. Суворин, М.А. Веневитинов, И.А. Звегинцов... Это были звёзды, так сказать, первой величины, и их свет зажигал интерес к братьям-славянам у провинциальных учителей, журналистов. священников. Отсветы этого интереса попадали на страницы губернской официальной газеты. Перечитаем некоторые заметки...
«По словам «Галицкой Руси», положение русского народа в Галиции в настоящее время таково, что без сердечной боли об этом и вспомнить нельзя. Куда ни посмотришь, везде видишь сокращение прав и невозможность пользоваться существующими законами. Законы австрийской конституции (здесь в значении «правовая система» - А.П.) предоставляют всем народностям свободное развитие и равноправность, но для русских они не имеют действительного значения. По закону, в Австрии свобода вероисповеданий, а русская церковь ею не пользуется; по закону, все пользуются равными правами, но русские не имеют представителей и правительство не знает нужд народа, а печать слишком ограничена, чтобы откровенно высказывать народные жалобы» (Иностранные известия. // Воронежские губернские ведомости, 1892. №64). Что здесь комментировать? Совместными усилиями Бетман-Гольвега, Гетцендорфа, Ленина и Пилсудского русский народ в Галиции на сегодняшний день сведён на нет, потомки тех, кто ещё в 1914 году отстаивал с оружием в руках своё право называться русскими, нынче славят фенриха императорско-королевской армии Евгена Коновальца и просто выродка Степана Бандеру. Находятся ещё "патриоты", цитирующие безграмотное письмо бывшего министра Дурново, который истерически противился возвращению Русской Галиции в материнское лоно. Св. Государь Николай Александрович был прав, когда принял принципиальное решение включить Галицию в состав России, но увы, правящий слой был не готов к этому, и Царское предначертание на свой (нерусский) манер выполнили большевики... В 1946 году остаткам русских галичан и карпатороссов советы приказали за одну ночь стать украинцами. Русская идентичность Галичины воспринималась как враждебная по отношению к большевицкой власти. Что-то подобное было в Хорватии, где при коммунистах земли, населённые сербами, хорватизировались (подробно об этом пишет М. Ломпар, свидетель искоренения сербской народности и культуры в Восточной Боснии, Герцеговине, Далмации, Лике-Крбаве, Кордуне, Западной Славонии в 1970-1980-х гг.). Хорваты, в абсолютном большинстве воевавшие против сербов и коммунистов в 1941-1945 гг., оказались фаворитами правительства Тито, а сербы в Соц. респ. Хорватии - гражданами второго сорта; точно так же и в Галиции и на Закарпатье при коммунистах украинцы, которые прошли индоктринацию усилиями Шептицкого, Слипого, Коновальца, Стецько, оказались в более выигрышном положении, чем русские (о печальной судьбе о. Феофана (Сабова) не хочется вспоминать). Но в эмиграции русское направление среди галичан сохранилось. Так что не всё потеряно...
Переходим к следующей заметке.
«Опровержение сербского митрополита Михаила по поводу клевет, наведенных на него в подложных «русских документах», заставило стамбуловскую (т.е. подконтрольную болгарскому премьер-министру и фактическому диктатору С. Стамболову, бывшему марионеткой в руках Австро-Венгрии и Германии – А.П.) «Свободу» заявить, что в «объёмистое дело» мог проскользнуть «иной сомнительный документ» (там же, Иностранные известия. // Воронежские губернские ведомости, 1892. №64). Эти "русские документы", сфабрикованные в Вене и Софии, то и дело всплывают и сегодня в западной и украинской историографии. Например, этим фальшивкам верил основоположник сомнительной "вальдорфской педагогики" и строитель ныне восстановленного Гетеанума в Дорнахе Рудольф Штайнер. Ненависть к митрополиту Михаилу в Лондоне, Берлине, Вене и Будапеште была огромной. Воронежцы, которые, кстати, имели счастье принимать у себя Сербского Первосвятителя (значение трудов которого можно сравнить только с трудами Св. Саввы, основателя автокефальной Сербской Церкви), внимательно следили за судьбой Владыки. В 1892 году были ещё живы некоторые свидетели встречи митр. Михаила с руководителями Русской Церкви в Киеве в 1869 году, когда Сербский Первосвятитель молился за упокой великого воронежца Митрополита Евгения (Болховитинова). Имя Митрополита Михаила (Йовановича) часто встречается на страницах дореволюционной воронежской прессы...
Идём дальше. «В Екатеринославскую губернию недавно прибыла из Неготинского округа партия сербов, в числе 180 человек. Все переселенцы отличаются здоровым видом и крепким телосложением. В текущем году это уже третья партия сербов, переселившихся в Россию».(Воронежские губернские ведомости, 1892. №66). Тут резюмируем, что Деян Берич был на своём месте в 2014 году. Там, где и должен быть настоящий серб. Но я, например, не знал, что были переселения сербов в Новороссию во второй половине XIX века, я думал, всё закончилось в 1829 году. Но нет, сербы желали и дальше переселяться к "Майке-Русии". Интересно!
9 декабря 1892 года австрийской полицией в Черновцах был произведён обыск в доме русинского просветителя и стипендиата Московского славянского комитета Козарищука (Иностранные известия//Воронежские губернские ведомости, 1892, №89.). Смотрим заметку выше, про Галицию. В принципе, русинам не было нормального житья ни в Галиции, ни в Закарпатье. ни в Буковине. Цэевропа!
10 января 1893 года Митрополит Киевский Свт. Иоанникий (Руднев, канонизирован в 2016 г.) в шестом часу вечера принял сербского посланника, бывшего стипендиата Славянского комитета Алимпие Васильевича, выпускника русской Духовной академии (Воронежские губернские ведомости, 1893, №5). Св. Иоанникий имел репутацию человека, настороженно относившегося к славянофильскому движению. Но, как видно из этой заметки, всё было не трак однозначно:). Человек, враждебный к славянофильству, не станет принимать человека, придерживающегося славянофильских взглядов, в шестом часу вечера...
Общество «Буковина» в Вене организовало праздник в память воронежского поэта Алексея Кольцова. С речью выступал русинский просветитель В.Ф. Могильницкий. В чествовании памяти Алексея Кольцова приняли участие хорватские и словенские студенты, проживавшие в Вене. (Иностранные известия//Воронежские губернские ведомости, 1893, №22, 20 марта). Конечно, воронежцам было приятно, что зарубежные славянофилы чествуют их земляка... К слову, тогда среди хорватов было много русофилов, в 1940-е гг. просербские и прорусские элементы хорватского общества были уничтожены в результате внутрихорватской гражданской войны (о ней почти не говорят), когда режим Павелича физически устранил всех (или почти всех) инакомыслящих. И если сербы могли хотя бы теоретически рассчитывать на помощь четников или партизан, то хорватам - противникам Павелича и при этом не коммунистам - приходилось совсем плохо. И насчёт русинов - в Вене, витрине "демократии и прав человека" "К.-унд-К."-империи, русинские общества могли чувствовать себя относительно свободно, а в галицких сёлах и городах, да и в Закарпатье, собрания любителей Пушкина, Лермонтова, Кольцова разгонялись австрийской и венгерской полицией. А после 15(28) июня 1914 года за найденный томик русской поэзии отправляли в концлагерь...
6 апреля 1893 года Королева-мать Сербии Наталия Обренович-Кешко была приглашена к Высочайшему завтраку в Ливадийский дворец (Воронежские губернские ведомости, 1893, 10 апреля). Сербской королеве приглянулась Ливадия, где жила 20 лет назад несостоявшаяся невеста её непутёвого мужа Милана Обреновича, Великая Княжна Мария Александровна (будущая герцогиня Эдинбургская). К слову, переводчик за столом не требовался - для Королевы Наталии русский язык был родным, а вот сербский пришлось учить:).
В Белграде 25 апреля 1893 года была открыта русская лавка компании чаеторговца Перлова, владельцем лавки являлся тульский коробейник Толкунов. Для участия в открытии в сербскую столицу прибыл правительственный чиновник из Петербурга - тайный советник Тимирязев. (Иностранные известия//Воронежские губернские ведомости, 1893, №30, 28 апреля). Тайный советник Василий Иванович Тимирязев - дядя того самого пресловутого Климента Тимирязева, которым автору сих строк все уши прожужжали на уроках биологии в старших классах. Ну, по крайней мере, В.И. Тимирязева надо уважать за любовь к Сербии и чаю:) А если серьёзно - В. Тимирязев в силу профессиональной осведомлённости прекрасно знал, что Австро-Венгрия, та самая "К.-унд-К."-империя, все соки выжимала из Сербии. И сербы хотели иметь противовес австрийским ненасытным аппетитам. Россия кое-что делала (князь Юрий (!) Гагарин, купец Толкунов), но Иван Аксаков считал всё это недостаточным.
Русские магазины в Белграде всё-таки росли. Медленно, но росли...
Продолжение следует...
К.и.н. Алексей Поповкин.
Tags: Русинство, Русская Буковина, Русско-сербские связи, краеведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author