barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

О препятствиях к чтению Священного Писания (1).

Господь Иисус Христос перед Своими Спасительными Страстями сказал ученикам о распространении Слова Божия во всём мире: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец"(Мф.24,14), и после Воскресения Своего дал заповедь: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16,15), эта заповедь касается каждого христианского поколения. Однако, нередко можно услышать жалобы на то, что Священное Писание Нового Завета людям мало знакомо, хотя оно совершенно доступно и уже 150 лет существует на вполне понятном русском языке. Попробуем разобраться, в чём заключаются причины невнимания к чтению Св. Писания в настоящее время.
Прежде всего, на наш взгляд, нужно определить цель, с которой человек открывает Евангелие. Если чтение Св. Писания объясняется потребностями различных душевных сил (разума, совести, эстетического чувства), если в основе интереса к Писанию – любовь высшей силы души, духа, к Богу, Который общается с нами посредством Писания, то никакие препятствия не будут непреодолимыми. Найдётся и место, и время, и желание узнавать толкования Св. Отцов… Но для тех, кто с любовью каждый день открывает Писание, не нужны и дополнительные объяснения того, зачем ему так поступать, ведь нам не требуется объяснение того, зачем мы дышим. Увы, не все проникаются таким естественным (хотя для «обычного» обмирщённого сознания следует сказать – возвышенным) чувством.
Нужно ли ждать того, что человек когда-нибудь сам начнёт читать Св. Писание с интересом? Ответ на этот вопрос даёт жизнь Фёдора Михайловича Достоевского. Он открыл для себя Писание на каторге. Если человек не привыкнет читать Св. Писание с детства, то придётся читать его в полноте возраста, но при трагических обстоятельствах, виновником которых в большинстве случаев является сам человек.
Итак, начнём с первого препятствия: когда молодого человека спрашивают, почему он не читает Св. Писание, то обычно он отвечает, что ему «не интересно, скучно». Тогда следует разобраться с тем, а что же он считает интересным. По большей части, «интересы» современной молодёжи навязываются ей массовой культурой. Культура же есть зеркало, в котором человек хочет увидеть себя. Что говорит среднему школьнику или студенту массовая культура? «Ты особенный, не такой, как прочие люди, у тебя должна быть своя, тайная жизнь, в которой ты – супергерой, единственный центр Вселенной, а для родителей и учителей можно делать вид, что ты обычный». Старые психологические школы сочли бы всё это намеренной невротизацией детей и подростков, поскольку внушение человеку, что он – особенный, очень легко может привести к столкновению разных планов реальности в голове и, как следствие, к тяжёлой депрессии. Кроме того, некоторые направления современной культуры («тёмные ветви» субкультуры аниме) прямо провоцируют депрессии и психозы. При этом, каждое направление массовой культуры воздействует на развитие определённой страсти, доводит её до грубой, деформирующей психику формы: «тёмный металл» (dark/black metal(l), Viking metal) а также hardcore и т.п. - воздействует на страсти гнева и отчаяния, «эмо»-культура и её преемники – на страсть уныния, «аниме-хентай» на блудные страсти, «рэп-культура» - на гордыню, наркотический транс – на любопытство, аналог похоти и т.п. Соответственно, узнав «интерес» ребёнка или подростка, почти всегда можно легко определить, какой страстью он болен. Евангелие же является лекарством от всех страстей. Другое дело, что лекарство ещё нужно уметь подать. Что такое страсть? В Евангелии есть рассказ Спасителя, притча, о блудном сыне. В этой притче упоминается один яркий эпизод: в далёкой стране, куда удалился непочтительный сын, начался голод, и этот сын-невежа, свинопас, хотел утолить его рожками, которыми кормят свиней. Вот эти-то душевные рожки, предназначенные для свиней (бесов) – и есть пища страстей наших. "Рожци (суть) грѣси; не имать же сытъ грѣхолюбець, но въ малѣ насла­дится и въ вѣки мученъ будетъ" (Св. Иоанн Златоуст, цит. по: Памятники древне-русской церковно-учительной литературы, СПб. 1897. С. 171) .Страсть, удовлетворяемая грехом, замещает пищу души, создавая иллюзию сытости, при подавленном, но усиливающемся духовном голоде. Человек хочет душевной (ну и физической, так Господь устроил) близости с другим человеком, мужчина – с женщиной, а вместо этого хозяин свиней душевных предлагает ему тарелку с плодами рожкового дерева, то есть стопку гадких картинок (в бумажном ли виде или на электронном носителе – не важно). Человек хочет интересной и плодотворной работы, чтобы видеть плоды своего труда – а хозяин душевных хрюшек подаёт ему диск с игрой, часов на шесть – восемь. Итак, выяснив, что составляет интерес у молодого человека, ушедшего в страну далече, не выходя из комнаты, можно определить, что заставляет его страдать. А чрез это можно и узнать его реальные потребности. А затем, подумав и посоветовавшись с духовником, можно (если сохранились хотя бы остатки доверительных отношений), вместе прочитать отрывок Св. Писания. Кто попробовал мёда, тому жмыха не захочется…
Продолжение следует...
А.П.
Tags: Священное Писание
Subscribe

  • Василий Лановой о единстве нашем с Белой Русью

    Лановой не устает говорить о духовности, о любви к Родине, о проблемах нравственного воспитания. Он убежден, что без восстановления нравственности,…

  • С Новолетием!

    Вот и наступил для Великой России - Святой Руси, прикровенной снегом и, весьма часто, человеческим забвением, новый, 2021 год от Рождества Христова.…

  • Зеленский только тявкал с голоса своих хозяев...

    Украинский президент Владимир Зеленский сделал огромную ошибку, когда допустил высказывание о "равной ответственности" СССР и Германии за Вторую…

Comments for this post were disabled by the author