barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:
  • Music:

Мистическая социология: "евангелие" от Тареева.

Продолжение поднятой ранее темы: https://barjaktarevic.livejournal.com/5610059.html

Одной из наиболее важных вех в процессе скатывания России к революции, на мой взгляд, была публицистическая деятельность профессора Михаила Тареева. Имя это сейчас известно только узкому кругу специалистов, но в 1910-е годы он входил в необычайно влиятельную группировку левых интеллектуалов, "властителей дум" либеральной интеллигенции - наряду с бывшим священником Ионой Брихничёвым, Максимом Ковалевским, Борисом Титлиновым, Павлом Милюковым и ещё одним отщепенцем духовного звания, Григорием Петровым. Профессор Тареев проповедовал столь "оригинальные", если не сказать жёстче, взгляды, что нужно только удивляться, как это Святейший Синод долгие годы терпел этого субъекта на посту преподавателя Московской Духовной академии. У экс-протодиакона Кураева были замечательные предшественники... Так или иначе, кафедра Духовной академии воспринималась Тареевым как баррикада 1905 года на "красной Пресне". С высоты кафедры-баррикады Тареев изрекал следующее: "В области внешней культуры и мирской цивилизации мы видим внешние ценности, независимые от ценности личностей - это формы производства, формы взаимных людских отношений.. В этой области прогресс совершается объективно, в сфере этих форм. Внешний прогресс можно учитывать. Такой объективности нет в Царстве Божием... Христианская религия... религия избранных, а не религия толпы, не религия общественного благоустройства, не религия учреждений и форм... Евангельская религия - религия духа и любви, но не религия семьи и плоти... (по-моему, тут что-то уже не столько от протестантов, сколько от катаров и альбигойцев - А.П.)... У Евангелия нет непосредственных точек соприкосновения с наукою и искусством (?! - А.П.)... Вопросы науки и искусства не могут быть христианскими вопросами... евангельская или духовная жизнь не имеет непосредственной связи с жизнью плотскою, с её формами...". И самый цимес: "С евангельской точки зрения, плотской жизни должна быть предоставлена полная свобода... Свобода плоти - в полноте и самобытности плотской жизни в полноте её радостей, её страстей... Без естественных плотских страстей, без плотских радостей, без личного самолюбия, честолюбия и славолюбия - не было бы мировой истории... "
Цит. по: Дамиан (Говоров), архим. В каком отношении состоит Евангелие к культуре?//Холмская церковная жизнь. 1913, №2. С. 48-49, №3. С. 70 - 71.
Извините, уважаемые читатели, за такое обильное цитирование. У человека, сохранившего хотя бы остатки здоровой христианской нравственности, подобная проповедь мелкобуржуазной распущенности под "евангельским" соусом может, пожалуй, вызвать тошноту.
Тареев исповедует веру Огюста Конта, когда говорит: "В области внешней культуры и мирской цивилизации мы видим внешние ценности, независимые от ценности личностей - это формы производства, формы взаимных людских отношений...". "Великое существо" Конта, со своей религией, известной под названием "культура", где "молятся" в театре и синематографе, а подвиги невоздержания совершают в общественных банях (именно театр и бани хотели устроить французские безбожники поколения Гамбетты, Клемансо и Комба в Сакре Кёр).
Что-то от отрицательных героев Достоевского есть в этой философии шашлычка под коньячок... Что-то от Кирилова, Ракитина, Свидригайлова и, конечно, Ставрогина. А кто их потомки? Каляев и унтер Кирпичников.
А.П.
Tags: Смута, Социология
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author