barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Размышления в день Казанской иконы Божией Матери.

Всё-таки мы до конца не понимаем, от чего тогда, в 1612 году, уберёг Господь нас по молитвам Пресвятой Богородицы. Мы привыкли смотреть на события Смуты с исключительно внутрироссийской точки зрения, но если изменить масштаб, то всё становится намного яснее. Каковы были цели Сигизмунда III и Владислава? Завоевание России, во всяком случае, было не конечной целью, а лишь средством для достижения целого ряда стратегических целей. Во-первых, это реставрация Сигизмунда на шведском престоле и создание Циркумбалтийской империи. Именно в качестве столицы этой империи была выбрана Варшава (вместо подлинной, старой польской столицы - Кракова). К Варшаве, мегаполису XVII века, должны были вести пути из покорённой Москвы, Киева, Кишинёва, Полоцка, Риги, Стокгольма и, вероятно, Кёнигсберга. Силы порабощённой России Сигизмунд и его иезуитские клевреты планировали бросить на завоевание Крыма и Подунавья, а если повезёт, то и Балкан. На Балканах полыхало антитурецкое восстание, его руководители полагались на помощь Римской курии и североитальянских католических правителей, но реальным союзником оказался лишь Михай Храбрый, православный господарь тройственной конфедерации, в которой угадывались контуры позднейшей Румынии. Увы, политическая элита Молдо-Валахии была уже к тому времени сильно подгнившей - тлетворный дух султанского сераля, а ещё больше - австрийских и венецианских денег разлагал боярство. И Сигизмунд рассчитывал прикупить за русское золото ещё и престолы Валахии, Молдовы и Трансильвании (трансильванцы, в свою очередь, хорошо знали Польшу - ещё недавно Иштван Батори был хозяином Вавельского замка!). С правителями Австрии Сигизмунд рассчитывал договориться при посредничестве папы римского - не зря же к ногам "наместника Христа" в 1596 году был брошен тучный охотничий трофей шляхты, "маетности" монастырей Юго-Западной Руси, переманенных в унию. Патриарх Печский Йован Кантул, духовный вождь балканских повстанцев, храбрый, но наивный старик, веривший в добрые намерения потомков воинов Владислава Варненчика (как-никак, пролившего кровь за болгарский и сербский народы - по мысли симпатизировавших Западу балканских писателей) - не воспринимался Сигизмундом как помеха его планам, скорее польский король и великий князь литовский планировал обратить Йована Кантула в своё безмолвное орудие...
А там, за Белградом и болгарской Софией (уже на короткое время освобождённой от турок в 1598 году) грезился Сигизмунду сам Константинополь... Если... Если только удастся покорить этих проклятых несговорчивых схизматиков-московитов!...
Посланцы папы, толпившиеся чёрным роем при ставке Владислава Сигизмундовича, понимали всё это по-своему. Победа Сигизмунда над московитами и его поход на Царьград означали, что от берегов Москвы-реки и Дуная до берегов Босфора, повсюду, православную литургию заменит латинская месса. Вот что грозило православной цивилизации! Остатки православного населения Средиземноморья ожидало изгнание в глубину сирийских и египетских пустынь, где все силы приходилось бы отдавать борьбе за существование, без всякой надежды увидеть когда-либо земное благополучие и свободу. А над заговорившей по-польски Москвой навеки утвердились бы латинский крыж и одноглавый орёл... Иконы Андрея Рублёва и Дионисия были бы брошены в костёр, куда полетели бы и древнерусские летописи, их заменили бы, соответственно, полуголые "магдалины" и польские "жарты"... Северное русское крестьянство, только недавно получившее из рук Ивана Четвёртого серьёзные льготы и привилегии, превратилось бы в "быдло", как до этого было приравнено панами-шляхтичами к скотине крестьянство Руси Юго-Западной. Польское искусство периода Контрреформации и барокко было коллекцией копий с западноевропейских произведений - русское стало бы собранием копий с копий.
Существование самобытной русской православной цивилизации замерло бы в летаргическом сне... Постепенно изгладились бы следы сербской и болгарской культур, на их месте утвердились бы ответвления культур Хорватии, Польши и Венгрии. Латинские кардиналы-патриархи, в царском величии и одиночестве, служили бы мессы в Софии Константинопольской, Храме Гроба Господня и базилике Рождества Христова в Вифлееме. Из остатков стен афонских монастырей и афинского Парфенона синьоры из Венеции и Милана выстроили бы себе палаццо во вкусе Ренессанса... Времена Юстиниана, Комнинов и Палеологов, Неманичей и Рюриковичей стали бы легендой, легенда превратилась бы в миф, а затем наступило забвение... Россия со всей семьёй православных народов очутились бы на скамье рядом с Ассирией, Вавилоном и Персией Кира Великого.
Человечество, лишённое православного евразийского противовеса, превратилось бы в арену безконечной войны между католиками и протестантами - войны на всех континентах, войны, истощавшей силы, уничтожавшей в своём жерле будущих Ньютонов, Кристоферов Ренов и Янов Коменских. Цивилизации христианского мира пришли бы в упадок, к тому же, за всем этим хаосом внимательно следили бы хищные глаза восточных тиранов... Продолжать? Думаю, остальное понятно.
Но Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы, судил иначе.
А.П.
Tags: Праздники, Святая Русь, славянофильская критика
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author