А там, за Белградом и болгарской Софией (уже на короткое время освобождённой от турок в 1598 году) грезился Сигизмунду сам Константинополь... Если... Если только удастся покорить этих проклятых несговорчивых схизматиков-московитов!...
Посланцы папы, толпившиеся чёрным роем при ставке Владислава Сигизмундовича, понимали всё это по-своему. Победа Сигизмунда над московитами и его поход на Царьград означали, что от берегов Москвы-реки и Дуная до берегов Босфора, повсюду, православную литургию заменит латинская месса. Вот что грозило православной цивилизации! Остатки православного населения Средиземноморья ожидало изгнание в глубину сирийских и египетских пустынь, где все силы приходилось бы отдавать борьбе за существование, без всякой надежды увидеть когда-либо земное благополучие и свободу. А над заговорившей по-польски Москвой навеки утвердились бы латинский крыж и одноглавый орёл... Иконы Андрея Рублёва и Дионисия были бы брошены в костёр, куда полетели бы и древнерусские летописи, их заменили бы, соответственно, полуголые "магдалины" и польские "жарты"... Северное русское крестьянство, только недавно получившее из рук Ивана Четвёртого серьёзные льготы и привилегии, превратилось бы в "быдло", как до этого было приравнено панами-шляхтичами к скотине крестьянство Руси Юго-Западной. Польское искусство периода Контрреформации и барокко было коллекцией копий с западноевропейских произведений - русское стало бы собранием копий с копий.
Существование самобытной русской православной цивилизации замерло бы в летаргическом сне... Постепенно изгладились бы следы сербской и болгарской культур, на их месте утвердились бы ответвления культур Хорватии, Польши и Венгрии. Латинские кардиналы-патриархи, в царском величии и одиночестве, служили бы мессы в Софии Константинопольской, Храме Гроба Господня и базилике Рождества Христова в Вифлееме. Из остатков стен афонских монастырей и афинского Парфенона синьоры из Венеции и Милана выстроили бы себе палаццо во вкусе Ренессанса... Времена Юстиниана, Комнинов и Палеологов, Неманичей и Рюриковичей стали бы легендой, легенда превратилась бы в миф, а затем наступило забвение... Россия со всей семьёй православных народов очутились бы на скамье рядом с Ассирией, Вавилоном и Персией Кира Великого.
Человечество, лишённое православного евразийского противовеса, превратилось бы в арену безконечной войны между католиками и протестантами - войны на всех континентах, войны, истощавшей силы, уничтожавшей в своём жерле будущих Ньютонов, Кристоферов Ренов и Янов Коменских. Цивилизации христианского мира пришли бы в упадок, к тому же, за всем этим хаосом внимательно следили бы хищные глаза восточных тиранов... Продолжать? Думаю, остальное понятно.
Но Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы, судил иначе.
А.П.